Источник: Знамя юности
Знамя юности

Последняя пьеса Федерико Гарсиа Лорки и две истории от Жана Кокто: премьеры в Новом драматическом театре

Женское соло

Последняя и самая известная пьеса испанского драматурга Федерико Гарсиа Лорки и сразу две истории от Жана Кокто: рассказываем о главных премьерах апреля в Новом драматическом театре.

На домашнем положении

Драма Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы» – благодатный материал для любого режиссера. Выпускница Белорусской государственной академии искусств Елизавета Машкович собрала в своем новом спектакле не только прекрасный женский актерский состав, но и вслед за драматургом задала зрителям главный вопро­с: так что же важнее – зов сердца или общественная мораль?

История о том, что происходит с женщинами, которым запрещены чувства, и на что они способны, чтобы отстоять свободу, – вторая режиссерская работа 24-летней Елизаветы. Первой были чеховские «Водевили» – легкая комедия с юмором, понятным во все времена. Тем неожиданней оказалась выбранная ею в этот раз тема – о крахе и саморазрушении, а также несвободе без веры в будущее. 

В основе сюжета – реальная (как утверждал сам драматург) история о деспотичной матери и ее чахнущих взаперти взрослых дочерях. События разворачиваются в маленьком испанском городке, в доме той самой Бернарды Альбы (ее роль блестяще исполнила Наталья Капитонова). Похоронив мужа, Бернарда объявляет восьми­летний траур и обрекает пятерых дочерей и старуху-мать на заточение… Но сес­тры, обреченные провести свои лучшие годы взаперти, рвутся на волю. Бежать им, впрочем, некуда, остается только ждать и терпеть.

В «Доме Бернарды Альбы» нет ни одной проходной роли

«Драма из жизни женщин» – так создатели спектакля определили его жанр. Художественный руководитель театра Сергей Куликовский интерпретацией этой трагической и в то же время поэтической саги остался дово­лен:

– В день премьеры был полный зал, а это 180 мест! Очень рад за Лизу – получился хороший и красивый спектакль. Испания – страна, где очень сильно трагическое начало, эта тема находит отражение в том числе в литературе. Хотел бы еще сделать небольшую ремарку: спектакль – в память о Романе Виктюке.

Дом Бернарды Альбы, выдающий себя за образец добронравия, целомудрия и чистоты, на самом деле оказывается безнравственным и бесстыдным. И каждой из дочерей, лишенной даже малейшей надежды на женское счастье, в этом доме отведена своя роль. В спектакле всего один мужской персонаж – Пепе Римлянин (эта роль доста­лась Валентину Ула­сеню), чье появление приводит к трагической развязке. Режис­сер уверена: все это следствие того, насколько опасно насильно сдерживать женскую природу.

Появление на горизонте мужчины приводит сюжет к трагическому финалу

– Сколько предрассудков, ненужных запретов, навязанных стереотипов нас окружают. В мире женщин их особенно много, – не скрывает Елизавета Машкович. – Яблоком раздора в нашей истории становится единственный мужчина – Пепе Римлянин. Девушки начинают следить друг за другом, завидовать, а вместо любви наполнять сердца ненавистью и болью. Знаете, говорят, что русская литература вышла из «Шинели» Гоголя. А современные мелодраматические сериалы в таком случае во многом берут начало из произведений Федерико Гарсиа Лорки.

Любовь издалека 

О разрушающей силе женской любви – в том числе и мелодрама «Человеческий голос», которую режиссер Сергей Куликовский представит 16 апреля на экспериментальной площадке Нового драматического теат­ра. В один вечер на сцене – сразу две одноактные пьесы французского писателя Жана Кокто. Первая – «Равнодушный красавец» – была написана драматургом специально для Эдит Пиаф. Втора­я – «Человеческий голо­с» – вошла в репер­туар извест­нейших театров Франции. Режиссер Сергей Куликовский – давний поклонник творчества Кокто, который стал одной из крупнейших фигур французской культуры XX века.

Сергей Куликовский уверен, что любой театр проверяется на классике:

– Именно она дает возможность продемонстрировать и режиссерский, и актерский максимум труппы. Без нее сложно представить репертуар серьезного коллектива, а таковым, смею надеяться, является наш театр. Жан Кокто и Федерико Гарсиа Лорка, мне кажется, в чем-то похожи. Их пьесы, выбранные нами, дают возможность продемонстрировать драматическое ремесло, прежде всего женской части труппы. 

«Равнодушный красавец» – это история любви Эдит Пиаф, пьеса о ней и для нее, продолжает Сергей Куликовский: 

– Но это не просто любовь. Это зависимость, когда один любит до безумия, а другой просто принимает эти чувства. И когда приходит время расставаться, героиня сходит с ума. 

Тему невыносимости и неизбежности расставания продолжает драма «Человеческий голос». Сюжет известен: на протяжении всей пьесы героиня разговаривает по телефону с бывшим возлюбленным. Они были вместе пять лет, но он должен жениться на другой, и это приводит женщину в безумие, граничащее с депрессией. Отчаянный мо­нолог героини, брошенной ради другой, – то единственное, что слышат зрители. Об ответах на том конце провода можно только догадываться. Обе главные роли исполняет одна актриса – Надежда Анципович. В поддержку ей режиссер Сергей Куликовский вывел на сцену мужчин – артистов театра Эдуарда Вайниловича и Артема Пинчука. Говорить на языке любви они будут не буквально – только мимикой и жестами. 

В обеих историях акцент сделан на главной героине, на ее чувствах и мыслях, объясняет Артем Пинчук:

– По сути, это моно­спектакли, но режиссер все же принял решение ввес­ти мужские характеры. В «Равнодушном красавце» у меня роль без слов, все приходится отыгрывать пластикой. И по-актерски это достаточно сложно: не словом, а жестом показать где-то равнодушие, где-то нежность и трепет. 

А вот в «Человеческом голосе» парни… запоют. Причем на французском языке. Кто из них выйдет в какой роли, пока неизвестно: распределение состоится ближе к премьере. Режиссер Сергей Куликовский не скрывает:

– Сначала я хотел объединить обе пьесы в одну. Но на этапе репетиций стало понятно: и «Равнодушный красавец», и «Человеческий голос» – это абсолютно самостоятельные произведения, пусть и объединенные одной темой. Поэтому мы приняли такое решение: спектакли идут в один вечер с разделением на антракт. Что получится – посмотрим, мне самому интересно. 

КСТАТИ

Ближайшие показы «Дома Бернарды Альбы» пройдут 22 апреля и 7 мая, мелодрамы «Человеческий голос» – 16 апреля (премьера) и 23 апреля.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter