Женское счастье

Художественная гимнастика: старая слава новую любит

Художественная гимнастика: старая слава новую любит


Инна Жукова в удачу не верила. Даже когда ей выставили оценки за последнее упражнение и стало ясно, что наша «художница» не упустит второго места в олимпийском многоборье, на лице Инны все равно не читалось ничего, кроме опасения.


— Чего боялась, Инна?


— Горький опыт отучил меня преждевременно радоваться. Я запрещала себе это делать. В моей карьере несколько раз случалось так, что занимала третье место, но потом внезапно пересматривались оценки и оставалась ни с чем. Поэтому я ждала окончания соревнований.


У главного тренера нашей команды Ирины Лепарской стоило уточнить, что прежде случалось с Жуковой. Ответ, признаюсь, поразил:


— Инна еще ни разу не была призером чемпионатов мира или Европы в многоборье. Дважды ее сумма была третьей — на соревнованиях в Москве и Турине, дважды ее приглашали на церемонию награждения и даже готовили флаг, но потом выискивались таинственные «ошибки в подсчетах» и девочка оставалась не с медалью, а со слезами на глазах. Но Бог ее вознаградил за терпение. Жукова дождалась своего звездного часа.


Наша Инна на олимпийском ковре оказалась одной из двух гимнасток, которые избежали провалов в выступлениях. Кроме нее, безупречной была будущая чемпионка Евгения Канаева. Россиянка Ольга Капранова теряла булавы, ошибались, и серьезно ошибались, две Алии — Юсупова и Гараева. А украинка Анна Бессонова, не найдя понимания у судей в квалификации, в финале серьезно упростила программы со скакалкой и обручем. И поплатилась. Хотя трудно сказать, только ли за это она поплатилась. В кулуарах гимнастического зала в Пекине много говорили об итогах прошлогоднего мирового первенства, прошедшего в греческих Патрах. Тогда чемпионкой стала Бессонова, но российская сторона высказала протест. По мнению могущественной Ирины Винер, ее подопечную Веру Сесину банально засудили. «То, что случилось в многоборье, — проявление шовинизма. Если бы абсолютное первенство не завершало программу соревнований, все было бы иначе. После пяти золотых медалей, завоеванных моими девочками, кое–кто намекнул, что чемпионат мира — не внутрироссийские соревнования. После чего судьи стали слишком искусственно «убирать» Сесину и тянуть Анну Бессонову», — эти слова Винер стали первопричиной многочисленных разбирательств, продолжавшихся вплоть до Олимпиады. В ноябре 2007 года Международная федерация гимнастики целую неделю занималась анализом работы арбитров на чемпионате мира. Был выявлен ряд ошибок, однако об их сути не сообщалось, как не назывались и конкретные фамилии провинившихся судей. После этого на несколько месяцев наступило затишье, а в апреле 2008 года FIG приняла сенсационное решение: дисквалифицировать руководителя сборной Украины Ирину Дерюгину на восемь лет. Звучали слова о дискредитации гимнастики, о действиях, направленных на изменение результатов соревнований неспортивными методами, а также об агрессивном поведении по отношению к членам FIG. Пострадала и сама Винер. Против нее были выдвинуты схожие обвинения, но 30 июня она отделалась всего лишь предупреждением...


Как все это отразилось на ходе олимпийских соревнований? На этот вопрос я прошу снова ответить Ирину Лепарскую.


— Команда Украины была очень недовольна оценками Анны Бессоновой и дважды подавала протесты. Подробности мне неизвестны, но все оценки судей были подтверждены. Я с этим согласна. Мы прекрасно видели, кто и как ошибался, и не находили в решениях арбитров даже минимального намека на предвзятость. Что до скандалов перед Олимпиадой, то, на мой взгляд, они никак не повлияли на гимнасток и судей.


Итоги личного турнира доказали, что у художественной гимнастики есть олимпийское настоящее и будущее. Доказали, что это красивый, эстетичный вид спорта. Отметены все подозрения в коррупции. Судьи, будучи настроены по–олимпийски, отработали объективно, сохранив беспристрастность. Тем самым они позволили состояться настоящему спектаклю с захватывающей интригой, в котором у каждой сильной девочки были шансы на успех. В Пекине все увидели, кто есть кто, у кого крепче нервы. Здесь абсолютно справедливые результаты.


— Но выставление оценок не по–доброму затягивалось...


— Председатель технического комитета мадам Абруццини очень четко руководила всеми действиями судейской бригады. Огромное ей спасибо за торжество справедливости.


— Дайте, пожалуйста, характеристику своей подопечной.


— Инна выросла в очень вдумчивого и морально устойчивого спортсмена. Я ей за это благодарна. И ее слова, сказанные перед Олимпиадой в интервью вашей газете: «Все или ничего», показательны. Отступать нам было действительно некуда. Никто не знает, что ждет завтра. Но теперь я убеждена в светлом будущем Инны.


— Давайте вернемся на девять лет назад. Расскажите, как Инна Жукова появилась в Минске.


— Скажу вам откровенно, если бы даже Инна ничего собой не представляла, я все равно бы ее взяла. 28–е место на чемпионате России — ну и что? Меня же попросила посмотреть на маленькую девочку из Краснодара мой тренер, понимаете? Инна приехала в Минск вместе со своим личным наставником Натальей Шмаковой. И все эти годы напряженно работала, без жалоб и склок. Это наше дитя. Если вы заметили, то Наталья Евгеньевна на Олимпиаде выводила Инну на упражнения. Это было нашим совместным решением, и я рада, что оно целиком и полностью оправдалось.


— После квалификации Инна, как обычно, была только четвертой. Что вы говорили ей перед началом финала?


— Никаких экспромтов. Всегда настраиваем подопечных на качественную и вдумчивую работу. Инна ошибалась в предварительных соревнованиях, просила ее исправиться. И она исправилась!


— Теперь Жукова уйдет из спорта?


— Не думаю, что ей этого захочется. В таком расцвете не уходят. Именно в Пекине Инна окончательно ворвалась в элиту мировой гимнастики, ее любит публика, и останавливаться сейчас будет неправильно. Лишать зрителей красоты, которую им дарит Инна, нельзя. Напишите, что я ее не отпускаю!


...Пресс–конференция после окончания соревнований не выглядела оригинальной. Дежурные вопросы натыкались на такие же дежурные ответы. Много пытали Бессонову, Канаева говорила о счастье, о той безмерной благодарности, которую она хочет высказать Ирине Винер. А Жукова благодарность показала. Через большой стол, отделявший призеров Олимпиады от журналистов и публики, она на глазах у всех собравшихся обнялась с Ириной Лепарской.


— Инна, вы верили в то, что такое возможно?


— О местах не думала вовсе. Задача формулировалась просто: порадовать болельщиков красивыми упражнениями, а заодно бороться за медаль до последнего шанса.


— Ну а если совсем честно?


— Если совсем, то в самых радужных планах была «бронза».


— Перед Олимпиадой много говорилось о вашей травме спины. Она давала о себе знать?


— Конечно. Но это Олимпиада — и о болях надо забыть, не обращать на них внимания. Спасибо врачам, которые помогли мне сделать это.


— Как считаете, скандалы с двумя Иринами — Дерюгиной и Винер — повлияли на ход борьбы в Пекине?


— Украина и Россия уже давно воюют на фронте гимнастики. Но это не наше дело. Белорусская сторона не встревала и правильно делала. О спортсменках вовсе не говорю. Наше дело — тренироваться, выступать и показывать все, на что способны. А разборки в высших сферах — это не главное.


Последние слова Инны Жуковой особенно актуальны в свете произошедшего на следующий день. Судьи во главе с итальянкой Абруццини оставили вне пьедестала почета итальянскую сборную в групповых упражнениях! А ведь еще за неделю до Игр только и разговоров было, что вся эта возня с Винер и Дерюгиной затеяна международными функционерами для того, чтобы озолотить молодых синьорин из страны президента Международной федерации гимнастики Бруно Гранди. Белорусская команда в составе Глафиры Мартинович, Алеси Бабушкиной, Ксении Санкович, Алины Тумилович, Анастасии Иваньковой и Зинаиды Луниной стала третьей. Тем самым оказался практически повторен результат Сиднея, когда вторыми были и Юлия Раскина в индивидуальном зачете, и сборная в групповых упражнениях. Для полного копирования не хватило самой малости — справиться с обручем и булавами за несколько секунд до конца соревнований. Но девушки и так счастливы. Художественная гимнастика давно отучила нас принимать за чистую монету все, что видно простому глазу. Борьба здесь идет не только на ковре, но и под ним. Еще в субботу никто не верил, что Беларуси «дадут» завоевать на этой Олимпиаде две медали. И надо же — сегодня мы уже рассуждаем о достоинстве наград, об упущенной выгоде. Давайте остановимся. Девушки из нашей команды рассказывали после финала, что из–за напряженного графика соревнований не успели даже поздравить Инну Жукову. Они мечтали о пирожных и наверняка могли себе это позволить в хорошей компании. Они улыбались, а мы изучали их. Нам всем еще предстоит выучить их имена...


...Ирины Лепарской в этот момент рядом не было. И я мысленно представлял ее с биноклем в руках, исследующую окрестности Темзы. Интересно, чему и, самое главное, кому будем удивляться мы все через четыре года в Лондоне?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter