Женское лицо забытой войны

На 36-м Московском международном кинофестивале состоялась презентация кинопроекта Игоря Угольникова «Батальон смерти»

На 36-м Московском международном кинофестивале состоялась презентация кинопроекта Игоря Угольникова «Батальон смерти»

Фильм посвящен подвигу женского батальона под командованием Марии Бочкаревой во время Первой мировой войны. Беспрецедентно само создание этого батальона по приказу Временного правительства в Петрограде 1917-го во имя поддержки духа русской армии. И столь же неоценима инициатива создания фильма о забытых героях в год 100-летия начала Первой мировой. Фильм создан компанией Corner Work при поддержке Министерства культуры РФ и Российского военно-исторического общества.

Презентация началась с показа нескольких сцен из фильма, в которых   девушки проходят военную науку, учатся драться в рукопашной,  ведут настоящий бой. В массовке – 200 девушек, во время съемки все они жили в военно-полевых условиях и так сплотились, что это их единение отлично передает экран. Впечатление от сцен очень яркое, прежде всего от игры Марии Ароновой, исполнительницы роли командира батальона Марии Бочкаревой (см. фото). Увидели мы также документальные кадры, запечатлевшие съемочный процесс, увидели сцену, в которой девушек стригли наголо. И снята она была, конечно, одним дублем.

Открыл презентацию  министр культуры РФ Владимир Мединский. «Нам известно немало талантливых военно-исторических фильмов, включая «Спасти рядового Райена», снятых по вымышленным или полувымышленным историям, – сказал он. – Картина «Батальон смерти» абсолютно исторична, такое женское подразделение было единственным в мировой истории. Все в этой картине – от имен героинь, деталей военной формы, оружия, а особенно историко-политических нюансов – достоверно. Эти удивительные женщины отдали свои жизни во имя Отечества, но до сих пор о них мало кому известно, иностранцы вообще ничего не знают о женском батальоне. Поэтому посмотреть эту картину должно как можно больше зрителей. Я благодарен Игорю Угольникову и Дмитрию Месхиеву, что они взялись реализовать столь тяжелый проект в кратчайшие сроки. Теперь к съемочной группе присоединился Федор Бондарчук, который будет заниматься прокатной судьбой картины. Желаю быстрейшего завершения работы над фильмом и удачной премьеры».

– Собственно, еще во времена съемок фильма «Брестская крепость» мы с креативным продюсером Евгением Айзиковичем задумывались об истоках Второй мировой войны, – сказал Игорь Угольников на презентации, – и для нас было совершенно очевидно, что Вторая мировая – это незаконченная Первая.  Мы все знаем, что Первая мировая  является «забытой» войной, забыта она была  намеренно, и чтобы понять, по каким причинам, для этого не надо быть историком. Но на этой войне погибли наши предки, мой прадед погиб, и я всегда чувствовал огромную несправедливость по отношению к его памяти. Мой дед не хотел говорить про прадеда – своего отца, ему было больно, так что возвращать память защитников Отечества – наша святая обязанность. Что касается «Батальона смерти», мы перебрали несколько идей по Первой мировой, пока не увидели хронику «Батальона смерти». Для нас важно было то, что женщины пошли на фронт поднимать боевой дух мужчин в надежде, что в войне можно победить.

В работе над фильмом все было сложно, и фильм получился неоднозначный. Конечно, мы не имели возможности сравнить свою работу с каким-нибудь другим фильмом, потому что о Первой мировой снималось мало кино. И если реалии Великой Отечественной войны наш глаз, наше нутро воспринимает очень четко, в нас это ощущение живет с рождения, то Первую мировую войну мы не представляем ни по изображению, ни по костюмам, ни по вооружению. Не говоря уж о том, как люди были подстрижены, как говорили, какова была субординация и вообще, что творилось в те годы. Женский «батальон смерти», как его называли, был сформирован в 1917 году из девушек разных сословий – дворянок, крестьянок, фабричных работниц, солдаток, казачек. Предварительно обучившись воинскому мастерству, женщины последовали на фронт. Воевали под Сморгонью, на территории нынешней Беларуси. Внутренние отношения в батальоне в силу разного происхождения девушек, их верований и стремлений были очень непростые, и конфликтов было немало, но фронтовые будни быстро дали понять, что на фронте все равны. Также сложны были взаимоотношения девушек с Солдатским комитетом и Главным штабом, эти столкновения и составляют сюжет. Командир батальона Мария Бочкарева совершила настоящий гражданский подвиг. Это была уникальная женщина, насколько сильная физически, настолько крепкая духовно, очень эмоциональная. Простая крестьянка, она прошла через множество испытаний и разочарований в жизни, прежде чем осознала, что единственным смыслом ее существования может быть служение Отечеству.

Режиссер картины Дмитрий Месхиев, работавший в качестве продюсера и над картиной «Василиса Кожина», говорит, что это экстрим, когда женщине приходится воевать. А если учесть, что с точки зрения психологии женщина – механизм более сложный, чем мужчина, то это экстрим вдвойне.  «На «Батальоне смерти» была уникальная ситуация, – говорит он. – Мы снимали многонаселенное кино. У нас 12 главных героев, и в 85 процентах эпизодов в кадре 150 человек. На роли главных героинь отбирали актрис, которые имели бы отдаленное сходство с прототипами. Для нас было важно, чтобы лица были интересными, чтобы актеры способны были проживать происходящее с их персонажами.

Среди вопросов журналистов встречались и провокационные: «Зачем вы снимаете такое кино, женщины же погибли, о них забыли, к войне народ готовите?» «Никто не собирается романтизировать ситуацию с «батальоном смерти», – ответил заведующий научным сектором Российского военно-исторического общества Юрий Никифоров, – история России после Февральской революции наисложнейшая. Наша главная задача – возродить уважение к нашим предкам и не только 9 Мая отдавать дань памяти русскому воинству».

В фильме снимались актеры из Москвы, Петербурга, Бреста и других городов. В роли графини Татищевой снялась Мария Кожевникова, общественный деятель, депутат Госдумы. На презентации она сказала: «Посмотрела сегодня фрагменты из фильма и плакала. Когда мы снимались в ролях этих женщин, которые приходятся нам бабушками и прабабушками, мы не играли – мы жили».

Достоверность, реальная правда жизни – камертон «Батальона смерти». Премьера картины должна состояться в этом году – году 100-летия Первой мировой войны.

PS: ПерваЯ мироваЯ в цифрах

Великая – так до сентября 1939 года называли во всем мире Первую мировую войну. По своим масштабам и последствиям война не имела себе равных в истории человечества.

Война длилась 4 года 3 месяца и 10 дней. Охватив 38 государств. Где проживало три четверти населения земного шара. Более 10 миллионов солдат и офицеров так и не вернулись домой с поля боя, еще 20 миллионов были ранены, отравлены газами и покалечены, мощная артиллерия стерла с лица земли цветущие города и села, разрушила целые страны.

За годы войны погибло более 7 миллионов мирных жителей.

Эта война определила мировую эволюцию времени, дала невиданный импульс экономике, социальной системе и научному прогрессу, но при этом открыла невиданные глубины гуманитарного падения, на которые оказался способен человек вопреки достижениям цивилизации.

Она фактически разрушила культуру Европы, сделав насилие легитимным оружием решения международных споров и инструментом социальных перемен.

Она оставила после себя невиданное озлобление народов, выплеснувшееся в революции, гражданские войны и, в конечном итоге, кровавую драму Второй мировой войны.

Подвиг «Женского батальона» был обесценен историками во времена СССР – и лишь сейчас современная политика и искусство позволяют рассказать зрителям правду о тех днях, тех людях, о глубоком и подлинном патриотизме нашего народа.

Вера ДЕМИДОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter