Дмитрий Мезенцев посетил мастерскую скульптора Владимира Суровцева

Женское лицо войны

Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев посетил мастерскую скульптора Владимира Суровцева, одного из создателей мемориала советским женщинам‑партизанам, воевавшим на французской земле.

Партизанка с ружьем

Женщина держит в опущенных руках немецкий карабин. Она будто выстрелила только что, в ее взгляде — удовлетворение этим выстрелом. А еще в нем усталость и готовность снова бить врага, тоска по родине и гордость за то, что даже во французских лесах удается приближать Победу.

Женщина отлита в бронзе — скульптуру «Сопротивление» создал народный художник России, скульптор, лауреат Премии Правительства России Владимир Суровцев. Его соавтором станет белорусский скульптор Элла Гришечкина, она изготовит вагонетку с фигурами узников концлагеря — вторую часть мемориала. Совместная российско‑белорусская композиция должна появиться в шести километрах от французского города Тиль — у входа в шахту, где в невыносимых условиях работали узники. Эту выработку французы уже превратили в мемориал, а памятник Resistance — «Сопротивление» — поможет посетителям настроиться на волну гордости и скорби.

Дмитрий Мезенцев: Памятник «Сопротивление» — пример единства оценок того подвига, масштаб которого не стирает время.

— Этот памятник — еще один пример единства оценок белорусских и российских людей того подвига, масштаб которого не стирает время, — сказал Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, глядя на уменьшенную копию «Сопротивления». — Это дань памяти советским людям — русским, белорусам, представителям других национальностей, которые сражались с фашизмом во Франции. Мы верим, что памятник будет установлен на французской земле и станет еще одним знаком того, что и там, в Европе, есть цивилизованные люди, которые не разменивают свою честь и совесть, пытаясь переписать историю.

Дмитрий Мезенцев приехал в мастерскую Владимира Суровцева в Замоскворечье неспроста. Она как маленький музей, здесь собраны копии произведений скульптора за десятилетия творчества. Суровцев рассказал Госсекретарю о самых разных своих работах — о памятниках Твардовскому, Барклаю‑де‑Толли и даже «товарищу Лучо» — Луису Корвалану.

Однако главная цель визита Дмитрия Мезенцева — увидеть «Сопротивление». Государственный секретарь Союзного государства намерен поддержать российско‑белорусский проект, провести консультации во внешнеполитических ведомствах Беларуси и России, в министерствах культуры и добиться, чтобы произведение, посвященное сражавшимся на французской земле россиянам, белорусам и другим советским людям, появилось в Тиле.

Отряд «Родина»

На шахте в шести километрах от Тиля работали узники концлагеря под названием «Эрувиль». Сюда доставляли советских женщин‑подпольщиц. Среди них была минчанка Надежда Лисовец. В самом начале войны Надя прятала раненых красноармейцев, собирала медикаменты для партизан, распространяла газету «Звязда»...

Когда в начале 1944 года Надежду арестовали по доносу, она попала в гестаповскую тюрьму на улице Широкой. Там же содержались еще несколько десятков женщин‑подпольщиц, также попавших в застенки по доносам предателей. Через 4,5 месяца пыток и издевательств, не добившись ничего, фашисты погрузили Надежду и ее сокамерниц в вагоны и отправили во Францию. Тогда никто и предположить не мог, что это был путь к спасению и продолжению борьбы.

— В конце войны фашисты были вынуждены реанимировать старые железорудные шахты, — рассказывает Владимир Суровцев, который изучил все возможные сведения о женском партизанском отряде. — До этого руда шла в основном из Швеции и Финляндии, но в 1943—1944 годах и англичане, и наши моряки перекрыли пути доставки по морю. Вот и открылась шахта в Тиле. В лагерь «Эрувиль» попали женщины из Ленинграда, Пскова, Брянска и Минска. Все они были подпольщицами, младшей было 16, а старшей — 28 лет.

Весной 1944 года узникам лагеря удалось наладить связь с французскими подпольщиками. А в ночь с 7 на 8 мая случилось, казалось бы, невероятное: группа заключенных из 37 женщин и 27 мужчин совершает побег. Пробирались лесами, обходили занятые немцами деревни. Буквально за две ночи удалось преодолеть больше 70 километров и достичь Аргоннских лесов между городами Сэн‑Миель и Бар‑Ле‑Дюк. Здесь мужчины присоединились к французским партизанам.

А женщины? Их не взяли, заявив, что они должны сидеть дома и заниматься хозяйством. Предложили жить в местных семьях и дожидаться конца войны. Эх, не знали они советских женщин! Те создали собственный партизанский отряд — единственное женское подразделение «Сопротивления». Он назывался «Родина», командовала им сначала Надежда Лисовец, а позже — другая белоруска Розалия Фридзон. Нападая на немцев, добывали оружие и наравне с партизанами‑мужчинами участвовали в боевых операциях, разгроме вражеских военных колонн, спасении плененных бойцов «Сопротивления» и других акциях.

Война для этих женщин закончилась через полгода: 12 октября 1944 года они вместе с партизанами прошли парадом по улицам освобожденного Вердена. Надежде Лисовец и Розалии Фридзон было присвоено звание лейтенантов французских внутренних сил, они были награждены французскими орденами.

Скульптор настолько проникся темой, что за собственные средства отлил трехметровую фигуру.

Понятные задачи

Создание памятника началось еще шесть лет назад, когда к российскому послу во Франции обратился уроженец Тиля Рене Барки.

— Он бизнесмен, много лет работал в России, так что не чужой нам человек, — рассказывает Владимир Суровцев. — Жена Рене Барки из Беларуси. А родители во время войны были участниками «Сопротивления». И когда несколько лет назад ему в руки попал написанный еще в 60‑е годы сценарий фильма об отряде «Родина», бизнесмена всколыхнуло. Он решил во что бы то ни стало увековечить память женщин, воевавших на французской земле.

Супруга Рене Барки отправилась в Беларусь и объявила конкурс среди лучших скульпторов. И первым появился именно проект вагонетки Эллы Гришечкиной. Позже в качестве соавтора в него вошел и Владимир Суровцев, и его «женщина с ружьем». Российский скульптор настолько проникся этой святой темой, что на собственные средства отлил трехметровую фигуру — сейчас ее можно увидеть на различных выставках. Ну и, конечно, ее копии есть в мастерской автора.

В общем, теперь до воплощения замысла осталось, казалось бы, совсем немного. Но именно на этом этапе проект в силу разных причин застопорился. И визит Государственного секретаря Союзного государства Дмитрия Мезенцева в мастерскую может снова сдвинуть его с мертвой точки.

— Мне кажется очень важным, что мы делаем этот мемориал именно по инициативе французов, — говорит Владимир Суровцев. — Оказывается, память французов сохраняет сведения о Тиле, об отряде «Родина» и  нашем сопротивлении. И нам нужно эту память поддерживать.

— Да, это память обычных людей, — подхватил Дмитрий Мезенцев. — Не тех, кто сидит в высоких кабинетах, работает в политических партиях или стоит на высоких административных позициях. Обычные люди через поколения помнят в том числе и то, что было сделано партизанами, спасшими мир от фашизма на земле Франции.

По словам Дмитрия Мезенцева, Союзное государство и его Постоянный Комитет будут искать и поддерживать проекты, которые, с одной стороны, сближают российских и белорусских деятелей культуры и искусства, а с другой — противодействуют переписыванию истории.

— Это не писанные ни в каком документе, но понятные и принятые всеми причастными к союзному строительству людьми задачи — поддерживать историческую память и сплачивать наши народы, — говорит Дмитрий Мезенцев. — Вместе с тем нужно уметь, защищая себя, не забывать, что мы должны выстраивать диалог с нашими партнерами, которые, к сожалению, не всегда нас понимают. Президент России Владимир Путин многократно отмечал, что мы открыты к диалогу. Но в то же время Россия никогда не позволит себе политику, которая не будет направлена на последовательную защиту ее национальных интересов.

Владимир ДЕМЧЕНКО.

www.postkomsg.com

Фото Ивана МАКЕЕВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter