«Женское лицо войны изучено меньше…»

15 июля на сцене Центрального Дома офицеров премьера — благотворительный спектакль Драматического театра Белорусской армии «Не покидай меня…», посвященный 60-летию Великой Победы. Накануне состоялась наша беседа с художественным руководителем коллектива и автором одноименной пьесы, известным белорусским драматургом Алексеем ДУДАРЕВЫМ.
15 июля на сцене Центрального Дома офицеров премьера — благотворительный спектакль Драматического театра Белорусской армии «Не покидай меня…», посвященный 60-летию Великой Победы. Накануне состоялась наша беседа с художественным руководителем коллектива и автором одноименной пьесы, известным белорусским драматургом Алексеем ДУДАРЕВЫМ. — Алексей Онуфриевич, если не ошибаюсь, ваша пьеса «Не покидай меня...» уже поставлена в России? — Спектакль идет и в Полоцке, в театре «Пилигрим». К сожалению, я его пока не видел, но отклики слышал самые восторженные. А в России пьеса действительно поставлена в Смоленске, Котласе, Перми, Москве. Московский спектакль в театре на Перовской я видел. Кстати, все четыре российские актрисы, которые в нем играют, получили приз за лучшую женскую роль на театральном фестивале «Славянский венец». Кроме того, они так сдружились, что даже в повседневной жизни, в общении называют друг друга именами своих героинь. Теперь – премьера в нашем Драматическом театре Белорусской армии, и происходит что-то подобное. Девочки, занятые в спектакле, тоже стали не разлей вода. — Пьеса — о войне. Эта тема для вас особая? — Я сын фронтовика, родился в 1950-м. До войны в нашей семье были четыре человека – две сестры, мать и отец. Отец прошел фронт от звонка до звонка. Был контужен и ранен несколько раз. Мать – в оккупации. И все четверо выжили. Но это значит, где-то в другой семье военная арифметика потребовала свою страшную цифру, и выходит, погиб в ней уже не каждый третий, а каждый второй… Я всегда очень любил слушать рассказы фронтовиков о войне, читал на эту тему все лучшее, что появлялось в литературе. Я не стесняюсь признаться в том, что узнанное использовал в своем творчестве. Не переписывал, но я пропускал все это через себя. И у меня получалось себя посадить в окопы или под бомбежку. Вместе с тем всегда шел отбор того, что мне интересно, того, что мне болит. Так двадцать лет назад создавались мои «Рядовые», то, о чем болит, воплотилось в пьесе «Ты пом-нишь, Алеша» и особенно – в «Не покидай меня…». Потому что она – о девчонках на войне, женское лицо войны… — Заин-тригуйте читателя хотя бы наброском сюжета. — Сюжет рассказывать не буду, приходите смотреть. А в двух словах: 1944 год, спецразведгруппу готовят для выполнения особо важного задания. Даже ее командиру капитану Михасеву подробности сообщают только в последний момент. Бойцов же учат одновременно и драться, и танцевать, и песни петь. Задание на самом деле особенное, необычное, исключительно женское или, скорее, девичье, потому что все четверо бойцов – девчонки, вчерашние школьницы. Они выполняют задание и все, за исключением одной, погибают… — Похоже на «А зори здесь тихие». — Ничего общего, кроме темы «женщина на войне», в этих произведениях нет. Приоритет в ней я, конечно, отдаю писателю-фронтовику Борису Васильеву. Но и после него, хоть и не слишком часто, но этой темы касались и писатели, и кинематографисты. Однако женское лицо войны изучено куда меньше, чем мужское. Тему эту, дай бог, чтобы еще и через пять лет раскрыли. А лучше всего, чтобы закрыли навсегда. Женщина не должна появляться на войне. — В основе вашей пьесы — реальные события? — Знаете, чем дольше я занимаюсь литературным творчеством, тем больше убеждаюсь: в художественном воображении бывает больше правды, чем в самой правде. Воображение не есть ложь. Это подключение к какому-то информационному виртуальному каналу, которое дает, может, больше информации, чем конкретное событие. И большую, как ни странно, правду. Реальных событий в пьесе нет. Но с другой стороны, я, например, видел фильм о Зое Космодемьянской, о существовавшей в начале войны части, которая готовила разведчиков-диверсантов и куда рвались молодые люди, вчерашние школьники. Эффект от их деятельности был малым, в принципе, это дети, принесенные, как агнцы, в жертву. Их было две-три тысячи, и половину из них просто уничтожили. Но стремление защитить свою Родину, чувство глубочайшего патриотизма – эти качества им были присущи. И это правда. — Спектакль поставила ваша однофамилица Марина Дударева. Почему не сами, ведь есть у вас и режиссерский опыт? — Дело в том, что автор пьесы слишком хорошо в ней все знает изнутри. А нужен взгляд со стороны. Когда слишком все ясно, это опасно. Но как автор пьесы и худрук театра я принимал участие в постановке вместе с режиссером, актерами. — Кто занят в новом спектакле? — Евгений Никитин, запомнившийся зрителям по постановке «Ты помнишь, Алеша», Виктор Молчан, Игорь Фильченков в роли капитана Михасева и молодые актрисы, недавние студентки Анна Южакова, Марина Денисова, Женя Петрова, Лена Родак и Юля Божутова. Их героини очень юные, непосредственные, трогательные и, как ни странно, смешные, хоть спектакль трагичный. — Театру Белорусской армии второй год. Есть ли успехи? — Считаю, мы достаточно серьезно о себе заявили. С первым спектаклем «Ты помнишь, Алеша» мы побывали во всех крупных городах и гарнизонах. Везде его принимали очень тепло и радушно. Там, где условия не позволяли играть, мы давали концерты, выступали и в казармах, и на аэродроме. Спектакль побывал и на двух театральных фестивалях. Из Москвы с фестиваля «Этот День Победы» вернулись лауреатами актер Евгений Никитин (за талантливое исполнение роли комкора) и ваш покорный слуга (за создание оригинальных пьес на тему Великой Отечественной войны). Главный режиссер Марина Дударева награждена Российской академией проблем безопасности, обороны и правопорядка орденом Ломоносова. А на фестивале «Славянский венец» наша постановка «Ты помнишь, Алеша» признана лучшей. — Теперь в репертуаре театра две постановки, обе – о войне. Что дальше? — Эти спектакли приурочены к открытию театра и к двум военным юбилейным датам – освобождению Беларуси и Великой Победе. А дальше – «Ромео и Джульетта» и «Три сестры». Заблуждаются те, кто считает, будто мы будем ставить спектакли только о солдатах, прапорщиках, офицерах, их женах, казармах и т.д. Мы – театр сильных чувств, по определению министра обороны генерал-полковника Леонида Мальцева. Эту задачу он нам поставил со дня создания коллектива. Мы – театр зрительский и потому будем ориентироваться на все лучшее, что было создано в белорусской и мировой драматургии, классической и современной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter