Женский век

О женщинах...
Любопытную вещь рассказал как–то режиссер Борис Луценко. Из семи человек, занимающихся у него на курсе в Белорусской государственной академии искусств, шесть — прелестные девушки. Юноша — один. Похожая ситуация и у других мастеров режиссуры в БГАИ. Так что звание «факультет невест» давно следует присвоить именно этому студенческому сообществу.

Сильный пол в режиссуру не идет. Этот факт сегодня приняли и смирились. Говорят, нет финансовой мотивации. Понимают, что денег в театре не заработают, вот и идут в экономисты, программисты, менеджеры, брокеры. В те области, где надо работать с конкретным материалом, выполнять конкретные задачи, а не быть жертвой интриг, чужого вкуса, что–то постоянно доказывать, не спать ночами перед премьерой и любить не себя в искусстве, а искусство в себе.

Но было же время, когда в режиссуру приходили бывалые мужчины в свитерах с грубым начесом? Небритые поклонники старика Хэма, законченные идеалисты, советские идальго без кола и двора, повидавшие жизнь. Кто — из науки, кто — из медицины, кто — из архитектуры. У всех было крепкое образование и опыт работы по первой профессии.

Может, потому и прежняя режиссура была более мускулистая и живая. Правда характеров присутствовала. Эмоции выплескивались с экрана, как волны, нужно было высказаться здесь и сейчас, иначе горлом кровь — и неотложка.
Сейчас режиссура, выращенная в тепличных условиях, не захватывает. Ее продукция — либо акт интеллектуальной игры, самоутверждения, интересного только узкому кругу и самому автору, либо мир мнимых одноразовых страстей, да еще и с привкусом бульварщины.

Не только из–за денег, отсутствия материальной заинтересованности режиссерская профессия перестала быть мужской. Кстати, я совсем не против женской режиссуры. Вспомним примеры Генриетты Яновской, Галины Волчек, Киры Муратовой, Валентины Ереньковой, Сусанны Цирюк... Но они начинали, когда паритет в профессии еще сохранялся. За кем–то из мужчин–коллег тянулись, с кем–то соперничали, за кого–то выходили замуж. Все это обогащало и профессию, и театр.

Какую режиссуру мы получим через 5 — 6 лет, когда из профессии полностью будет вымыто мужское начало? Действительно задумаешься: не женский ли век вообще наступил по той простой причине, что барышням по–прежнему попросту интересно жить? Им есть что сказать, им многое болит, в отличие от партнеров по пребыванию на этой планете, аморфно уткнувшихся в кружку пива или телевизор, выхолощенных раньше срока. А все губные помады, пудры, слезы, многочасовые разговоры с худшей подругой по телефону ни о чем — все это отвлекающие маневры. На самом деле дамы давно следят за всем и только приветствуют тот факт, что в нашем обществе перепутались все гендерные роли и разделение профессий на мужские и женские перестало быть актуальным. Мужчины хотят отсидеться: авось пронесет, но не проносит. Все, от чего они отказались, уже прибрано к рукам. Прибрано, постирано, выглажено и аккуратно сложено в шкаф.

Каждый примерил новую социальную маску. Только если женщины вдруг стали водить такси, освоив эту без преувеличения опасную профессию (к несчастью, сообщения о разбойных нападениях на таксистов появляются регулярно), то мужчины смело ринулись в теплый салон автобуса и стали вникать в древнейшее ремесло кондуктора. С достоинством теперь носят они униформу, чем–то похожую на фартук повара, отрывают талончики, дают сдачу... Да, работа нервная, тяжелая — весь день на колесах, но вот мужская ли?

Все активнее женщины идут в политику, занимают высокие посты. Но никто меня не разуверит, что какую–то часть тепла домашнего очага из такого дома все–таки выдувает случайным сквозняком.

Однако есть какое–то свое непреходящее очарование в том, что лучшие повара по–прежнему мужчины, а швеи и рукодельницы — женщины. Наведите справки. Практически во всех приличных ресторанах столицы шеф–повара — мужчины. А какие замечательные валенки делают на Смиловичской валяльно–войлочной фабрике! Такие могут свалять только любящие женские руки. Вот в профессиях парикмахеров, фармацевтов и стриптизеров, на мой взгляд, полное равенство — хватает и тех и других. И никаких разрух, если дело человеку по душе. И каждый открывает в себе новые таланты. И идет на поводу не социального стереотипа, а собственных предпочтений.

Так что, увидев женщину–таксиста, не бегите от нее, а смело садитесь в салон. Довезет лучше любого мужика — аккуратно, без пошлых анекдотов, гремящего шансона и сигаретного дыма — и рассчитает строго по счетчику. Так что, может, и есть свой положительный момент в том, что женщина отказывается сидеть у очага и ждать мамонта, а давно добывает его сама, и мамонт совсем не против.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter