Женский огородик на окраине сада

"Первый опыт презентации феминистского искусства в Беларуси" целиком поместился в небольшом конференц-зале Европейского гуманитарного университета.
"Первый опыт презентации феминистского искусства в Беларуси", призванный, как было сказано в ознакомительном листке, "восполнить недостаток информации об одном из магистральных направлений актуального искусства", целиком поместился

в небольшом конференц-зале Европейского гуманитарного университета. Молодая польская феминистка Агата Збылют представила несколько развешанных по стенам и частично расставленных на полу работ, которые "обращают нас к популярному репертуару польского искусства последнего десятилетия".

В центре зала напротив входа расправленное на стояке ослепительно белое, все сплошь в воланах роскошное свадебное платье. Это ясно. Что касается остального, то требуется, очевидно, знание предложенных автором "кодов расшифровки". Потому что свадебное платье на выставке феминистской художницы может быть представлено со знаком минус, а может и со знаком плюс. Так что приходится прибегнуть к предложенному листовкой толкованию. Ага, вот! "Ее работа "Сверх меры, но в норме"... связана с пониманием женщины в сознании обычного потребителя".

Вооружившись знанием того важного обстоятельства, что мужчины в традиции "феминистского искусства" - это потребители женщин, я с большим доверием к себе обращаюсь к представленным по правую руку экспонатам. На темно-бордовом плакате целомудренно сложившаяся без одежд и еще более симпатичная от этого Агата уместилась бок о бок с не менее симпатичным мохнатым щенком.

Что осталось не совсем вразумительным, так это высказанное несколько позднее на "круглом столе" феминисток соображение, что "феминистское искусство не боится мужского взгляда". А почему, собственно, оно должно бояться мужского или какого-либо вообще взгляда? Банальность всемогуща и неуязвима. Банальность, увы, не сглазишь. Бояться нечего.

Глубоко чтимый мною писатель Эмиль Золя признался как-то (в передаче Жюля де Гонкура), что вынужден заниматься постыдным делом - прибегать к приемам зазывалы, чтобы обеспечить популярность своих книг. "Поверьте, что мне... кажется смешным это словцо "натурализм", однако я буду его повторять, потому что публика верит в новизну явления, только если оно как-нибудь окрещено... Все это для меня болтовня..."

Приемы зазывалы после Золя отлажены и отработаны, доведены до совершенства тысячами писателей и художников, не имеющих и десятой доли его таланта и творческой самостоятельности, но сами по себе приемы, как показывает тот же пример, вовсе не исключают ни таланта, ни больших достижений. Так что, надо думать, и среди толкующих о "феминистском искусстве" художниц могут попадаться ненароком талантливые люди. Хотя и трудно представить, как может возникнуть что-то подлинное в русле всей этой интеллектуальной рутины, изъезженной, изжеванной задолго до всякого "феминизма": "изоляцию и одиночество не превозмочь".

Когда я был на выставке Агаты Збылют, в зале не случилось ни одного посетителя, но двое ребят с профессиональным фотоаппаратом и штативом дотошно и размеренно снимали все экспонаты подряд. Заказаны книга, журнал и календарь, пояснили фотографы. Так что скоро "искусство понесется в массы"...

Уютно, однако, устроились феминистки. Нам бы так.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter