Может, где-то там и слаще, и гуще, но все познается в сравнении

Женская воля

В Беларуси еще с советских времен вопросам семьи как основы общества уделялось большое внимание, и с тех пор система только совершенствовалась. Но мы почему-то не часто говорим о том, что у белорусов семейная политика заведомо лучше, чем у многих. Многодетных семей с каждым годом становится все больше, государственная поддержка молодых родителей ощутимая, да и к трехлетнему декретному отпуску все настолько привыкли, что это не кажется чем-то особенным. И зря. Таких законодательно установленных моделей в мире очень мало — факт.

Дети, они и в Африке дети

Фото  pixabay.com
Например, в США женщины работают до последнего дня беременности (у нас уходят на больничный с седьмого месяца), а отпуск по уходу за ребенком длится всего 12 недель и даже не оплачивается. Да, в некоторых городах и крупных компаниях предусмотрены выплаты, но это скорее исключение, поэтому большинству молодых мам приходится туго. В том числе психологически, ведь им нужно отдать трехмесячного ребенка в ясли, чтобы вернуться на работу. При этом и бессонные ночи никто не отменял — младенцу же не объяснишь, что маме не мешало бы хорошенько выспаться перед очередным трудовым днем. А дети есть дети — они и за океаном, и у нас одинаково капризничают, настойчиво требуют своего (зачастую поди догадайся, чего именно). Их надо кормить по часам, то и дело менять пеленки, простынки, одежки… Это только чужие дети быстро растут.

В западноевропейских странах тоже немало «детородных» проблем. Сегодня много говорят о «стареющей» Италии, где растут и количество пенсионеров, и смертность, а власти не предпринимают ничего, чтобы хоть как-то поддержать молодоженов и создать условия для стимулирования рождаемости. Такое демографическое положение часто сравнивают с послевоенным. В Италии декретный отпуск с выплатами длится пять месяцев — обычно два месяца до и три после рождения ребенка. Затем один из родителей имеет право на дополнительный декретный отпуск (6—9 месяцев), но получать будет всего 30 процентов от зарплаты. Негусто? Да, но дело ведь не только в деньгах, а и во времени, которое нужно посвятить новорожденному.

Еще один пример — благополучный с финансовой точки зрения Израиль. Там декретный отпуск начинается за шесть недель до родов и заканчивается через два месяца после них. И женщина может продлить отпуск по уходу за ребенком всего на две недели, причем только в том случае, если во время беременности она была госпитализирована или родила двух и более детей. Правда, увольнять женщину в период декретного отпуска там запрещено, как и у нас. Она может отсутствовать на работе шесть месяцев со дня окончания официального декретного отпуска. Это почему-то называется больничным, но не оплачивается.

Не лаптем щи хлебаем

Можно сказать, что у нас отпуск по уходу за ребенком последние сто лет заметно эволюционировал, тогда как в «сильно развитых» странах остался на уровне прошлого века. Там стремятся как можно скорее вернуть маму на рабочее место, но на деле это далеко не всегда возможно и финансово оправдано. Здесь показательным примером является Греция. Во-первых, там не хватает мест в детских садах. Во-вторых, если все же удалось пристроить туда ребенка, следует учитывать, что садик будет стоить дорого, а работает он только полдня. На оставшуюся половину можно нанять няню, но и стоимость ее услуг в этой стране сильно кусается. Поэтому среднестатистическому родителю-греку придется отдать всю зарплату на детский сад и няню. Из-за этого многие мамы просто не видят смысла выходить на работу.

В общем, когда рассказываешь «западным» мамам о наших законах, о трех годах отпуска по уходу за ребенком, о постоянных выплатах, об обязательном сохранении рабочего места, многие просто отказываются в это верить. А многодетные семьи — и вовсе отдельная козырная тема. Тут у нас дополнительно предусмотрен целый ряд насущных льгот, включая и решение жилищной проблемы, и семейный капитал, тоже являющийся весомым финансовым подспорьем. Поэтому нам давно пора отойти от «лапотной» психологии и перестать думать, что где-то созданы лучшие условия для жизни. В нашей стране они уже есть. Я тоже мать и, уж поверьте, знаю об этом не понаслышке. Так что поздравления с Днем матери принимаю с огромным удовольствием и легким сердцем. А если и проступят слезы — так это от радости, а не от отчаяния, обиды и горечи. Люблю свою семью. Люблю свою страну — свою Родину. Она ведь тоже мать, поэтому и ее с праздником!

Декрет о декрете

Впервые в мире отпуск по беременности и родам был введен в РСФСР Декретом ВЦИК от 22.12.1917 г. «О страховании на случай болезни». Отсюда, собственно, и прижившееся неформальное название — «декретный отпуск». Правовой акт предусматривал денежное пособие по случаю родов, которое устанавливалось в размере полного заработка участницы больничной кассы (по постановлению делегатского собрания предоставлялось право увеличить размер пособия до полуторного заработка). Пособие выдавалось в течение восьми недель до родов и восьми недель после них. Все это время работодателю запрещалось допускать женщин к труду. Работнице, кормящей грудью ребенка, устанавливался перерыв через каждые три часа — не менее 30 минут. Рабочий день для кормящей матери в течение девяти месяцев после родов был сокращен до шести часов.

В последующие годы «декретные» изменения неоднократно вносились в советское законодательство, разумеется, в сторону улучшения условий для мам и детей. С 1 декабря 1989 года декретный отпуск и вовсе был увеличен с полутора до трех лет и начал засчитываться в общий и непрерывный стаж работы.

После распада СССР бывшие союзные республики пошли своим путем, а в независимой Беларуси поддержка материнства и детства стала одной из главных составляющих нашего социально ориентированного государства.

prolyuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter