Надо быть немножечко французом, чтобы в 2018 году взятьcя за классику детектива «Восемь любящих женщин». Уверен, в глубине души режиссер Владимир Савицкий им и является. Посмотрите на его портрет: усы закручены вполне по–французски. Видимо, устав от Короткевича, Шекспира, Мольера и прочей компании, причитающейся ТЮЗу по статусу, Савицкий как в омут с головой бросился в буржуазную драматургию.
На спектакле глаза разбегаются: великолепный женский ансамбль, собранный режиссером, блистает всеми гранями. Играет, как хороший камерный симфонический оркестр: каждый вступает со своим соло вовремя, не перекрикивая партнеров. Если сравнивать с музыкальной формой, безусловно, это — рондо. Только в нем главная тема изящно чередуется с отличающимися друг от друга эпизодами.
Но ничего не было бы, если бы не актрисы. Есть, есть, господа, в наших северных селеньях женщины с особой статью. Это им посвящали свои бессмертные строчки неутомимые певцы женской красоты Наум Гальперович и Давид Симанович. Это они — духовные наследницы тех, кого мы видим на полотнах Шагала и Малевича. Слышу нестройные голоса блогеров: «Э, батенька, Малевич не рисовал портретов!» Присмотритесь–ка лучше к его тончайшим работам «Жницы» или «Женщина с граблями». Да, лицо у последней несколько смазано. Но гордая витебская осанка налицо.
Во француженок перевоплотились Тамара Скворцова, Татьяна Лихачева, Ирина Тишкевич, Галина Букатина и другие талантливые актрисы коласовского театра. Кто–то сразу ухватил игривую французскую интонацию, как Скворцова и Лихачева, кто–то еще, смеем надеяться, в поиске. На мужскую часть ансамбля возложена почетная миссия молчаливых, но бесконечно мачообразных партнеров по танцам. У каждой из героинь тут сольный хореографический номер (постановщиком танцев выступила хорошо известная театралам Диана Юрченко).
Фабула этого детектива, широко известного и по фильму Франсуа Озона, замыкается на трупе отца семейства, находящемся в спальне. Под подозрением жена, сестра, теща, две дочери и прочие домочадцы. Следует череда крутых семейных разборок. Выясняется, что всем от хозяина нужны были только деньги, никто его по–настоящему не любил. Да и в воспоминаниях героинь получается он каким–то пройдохой и скупердяем. Одни они — женщины все в белом. Хлопотливый дом постоянно сотрясали семейные бури, потому что каждая из дам была готова преподнести хозяину и главе семейства свой сюрприз. Чаще всего не вовремя. Кто в подоле, кто просто с угрозой. То, что месть — это блюдо, которое непременно подают холодным и непременно с кровью, героини пьесы Робера Тома усвоили твердо. Ну а когда уровень страстей и лжи зашкаливает, и происходит настоящая трагедия.
Добрый зритель в 9–м ряду.