Женщины требуют к себе внимания. В том числе и милицейского

В "австрийском" деле по торговле людьми, о котором "СБ" уже писала, наметился неожиданный поворот.
В "австрийском" деле по торговле людьми, о котором "СБ" уже писала, наметился неожиданный поворот. Установлены новые каналы сбыта "живого товара" - Чехия и Канада. Через одного из задержанных оперативники вышли еще на двух вербовщиков: белоруса и украинку, пойманных, так сказать, с поличным. В результате удачной спецоперации освобождены две белорусские девушки-заложницы, которым грозила участь секс-рабынь.

Те, кому по долгу службы положено противостоять неприглядному явлению, наконец решились на откровенный разговор: недавно в Минске прошло совещание с участием всех заинтересованных министерств и ведомств. Дебатировался один-единственный вопрос: как добиться большего успеха в борьбе со "средневековым" бизнесом?

Для полноты картины немного статистики. По официальным данным, жертвами современных работорговцев ежегодно становятся 200 - 500 белорусок. Однако, по информации Международной организации по миграции, в категорию "интердевочек" за тот же период времени попадает гораздо больше наших соотечественниц. В минувшем году зарегистрировано 382 преступления, участники которых так или иначе замешаны в торговле людьми, вербовке "новобранцев" и сводничестве. Причем 141 инцидент связан с вывозом женщин за рубеж. Что же так привлекает западных воротил секс-бизнеса и их местных пособников в наших девушках? Превосходные внешние данные? Разумеется, но не только. Манят, так сказать, широкие возможности для маневра.

Разумеется, было бы несправедливым умолчать об успехах наших правоохранительных органов в сражении за "чистоту нравов". Из 747 возбужденных в 2002 и 2003 годах уголовных дел против участников сомнительного бизнеса на финише - треть. Не менее значительно количество тех, кто уже понес наказание: скажем, в позапрошлом году суд вынес приговор 54 сводникам и сутенерам и 4 вербовщикам, в прошлом - соответственно 87 и 13. Как известно, любой подобный "секс-проект" - это цепочка, в которой множество звеньев. На сегодняшний день выявлено 2 преступные организации и 25 организованных групп.

В то же время, несмотря на факты, непосредственно за торговлю людьми (ст. 181 УК) в Беларуси осуждены единицы. В то время как, допустим, в Молдове только за 2002 и 2003 годы за те же преступления привлечены к уголовной ответственности более 80 человек.

Есть вопросы к качеству расследования уголовных дел. Вспомним нашумевшую историю, связанную с массовой вербовкой белорусок в кипрские бордели. У руководителя "акции" румына Стелиана Ботогана, квартировавшего в одной из минских "сталинок", при обыске было изъято 140 фотоснимков "кандидаток", ксерокопии паспортов девушек, анкеты, медкарточки. Однако следствие установило только 4 жертвы. Более того, ведь были известны координаты иностранных заведений, куда поставлялся "товар". Но контакты с кипрскими коллегами так и не завязались. Почему?

- От нас ждут скорых и ошеломляющих результатов, - излагает свои доводы Александр Гаврилов, начальник отдела по противодействию преступлениям в сфере нравов Управления по противодействию незаконному обороту наркотиков и преступлений в сфере нравов МВД. - Но наши силы с масштабом проблемы несоизмеримы. Борьбу с торговлей людьми в системе МВД ведут всего 45 сотрудников. Чтобы возбудить уголовное дело, необходимо иметь четкую доказательную базу - состав преступления. Если замешана организация или группа, а так чаще всего и бывает, на сбор информации уходит не один месяц оперативной работы. Взять хотя бы дело бывшего директора УП "Брайтнес" Исаченко, который в паре с женой с августа 2001 года по апрель 2003 года продал за рубеж более 160 белорусок. Так вот: на оперативно-розыскные мероприятия ушел год. Поверьте, для такого объема работы это немного. А наладить диалог с зарубежными коллегами бывает довольно сложно. Ведь в ряде стран проституция - вполне легальное занятие: получай "ремесленное удостоверение", как, скажем, в Австрии, и оформляй "трудовой" договор с работодателем, только не забывай платить налоги.

У следствия - свои аргументы.

- Как это ни парадоксально, но торговли людьми у нас, оказывается, нет, - удивляется заместитель начальника управления по расследованию преступлений против личности ГУПР МВД Владимир Петко. - В результате немногочисленных судебных разбирательств по такого рода делам, за редким исключением, обвиняемые признаются не торговцами, а вербовщиками. Поражает отношение судей к потерпевшим: дескать, "все они понимают, куда и зачем едут". Из допросов примерно 300 бывших секс-рабынь я выяснил: пятая часть действительно сознательно отправляется торговать собой, две трети соглашаются на работу танцовщиц или официанток, допуская при этом, что могут быть контакты с клиентами "по желанию", остальные - просто обманутые глупышки. Тем не менее все они жертвы. Обратимся к международным документам. Из Протокола ООН "О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее" явствует: согласие жертвы на сексуальную эксплуатацию не снимает ответственности с современных работорговцев. По протоколу, один из главных признаков торговли людьми - "использование уязвимого положения жертвы". В нашем Уголовном кодексе понятие "уязвимое положение" заменено термином "зависимое лицо". Это и вносит неразбериху. Те, от кого зависит направление дела в суд и его рассмотрение в суде, этой самой зависимости потерпевших от обвиняемых в упор не видят. До знакомства с торговцем "живым товаром" она возникнуть, разумеется, не может. Зато потом в 100 процентах случаев жертва загоняется в долговую кабалу. В качестве "счета" предъявляются стоимость билетов, анализов, сумма аванса и т.д. Что это, скажите, если не прямая зависимость? Кроме того, оцениваться работа оперативных служб и следствия должна не по количеству возбужденных дел, а по числу судебных решений. Только в этом случае мы действительно будем работать на результат.

Александр Гаврилов с коллегой согласен: привести уголовное законодательство в соответствие с Протоколом ООН, по его словам, необходимо как можно скорее. Кроме того, на взгляд профессионалов, нужно ввести в "нравственные" статьи УК понятие "юридическое лицо": имеются в виду те, кто прямо или косвенно имеют от торговли людьми финансовую или иную материальную выгоду (турагентства, модельные агентства, перевозчики, медработники и т.д.).

Однако утверждать, что "экспорт" женщин - проблема, с которой должны разбираться исключительно правоохранительные органы, было бы неправильно. Напомним, существует Государственная программа комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространению проституции на 2002 - 2007 годы. Другими словами, решать программные вопросы правоохранители, медики, педагоги и социальные работники обязаны сообща. В результате одного из соцопросов выяснилось: две трети респондентов согласны практически на любую работу за рубежом, причем половина из них готовы трудиться нелегально. По-моему, нам всем есть над чем задуматься.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter