В Гомельском городском молодежном театре прошла премьера спектакля «Королева красоты»

Женщины на грани нервного срыва

Гомельский городской молодежный театр, с честью переживший сложный период, в котором были и раскол, и большие кадровые потери, с недавних пор выдает одну актуальную премьеру за другой. Так, большой любитель экспериментов, один из самых радикальных молодых режиссеров Беларуси Юрий Диваков (его стиль можно принимать или не принимать, но не отметить художественное своеобразие мировоззрения просто нельзя) выпустил здесь постановку OEDIPUS (Эдип) по Софоклу. Популярный актер и режиссер Белорусского государственного молодежного театра Денис Паршин дал сценическую жизнь пьесе Константина Стешика “Летели качели”. А молодой режиссер Виталь Кравченко недавно представил кухонный боевик “Королева красоты” по пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха.

Фото  Павла Рехтова

Энергичная и увлеченная своим делом директор театра Елена Мостовенко искренне болеет за тайны ремесла. Пусть и труппа на сегодняшний день до конца не укомплектована, и проблемы с режиссерскими кадрами имеются, главное, что у Мостовенко есть свое видение того, каким должен быть современный, без всяких кавычек молодежный театр. В результате по-хорошему удивляется не только гомельский зритель, но и столичные снобы, осваивающие расписание скоростного экспресса “Минск — Гомель”.

Сейчас у коллектива нет ни худрука, ни главного режиссера. И нужны ли они сегодня — большой вопрос. Сама жизнь показывает: будущее за проектными театрами. Такими как “Приют комедианта” или Театр наций. Неповоротливый “театр-дом” с его неизбежными кланами и склоками, увы, будет отходить в прошлое. Потому что меняются скорости. Нужны не кланы, а художественный продукт. Вот и Мостовенко с искренним любопытством приглядывается к модели, по которой сегодня существует, например, Белорусский государственный молодежный театр, где режиссеров на постановки приглашает директор Виктор Старовойтов, отвечающий за все.

Молодой режиссер Виталь Кравченко, который выпустил “Королеву красоты”, известен театралам по спектаклям, поставленным в разных театрах страны: “Братья и Лиза” (Могилевский драматический), “Счастье есть!” (СХТ), “Метод Гронхольма” (“Альфа-театр”) и “Метод” (Гомельский молодежный). По приглашению художественного руководителя театра имени Я. Купалы Николая Пинигина будет реализовывать на большой сцене густонаселенную, парадоксальную и стремительную пьесу все того же ирландского драматурга Мартина Макдонаха “Палачи”.


Пока же Макдонах — в Гомеле. И это хороший повод пристально всмотреться в стиль режиссера. Прислушаться: чутко ли он относится к автору? Какой отмычкой вскрывает его авторский сейф?..

У Муслима Магомаева была в репертуаре такая бесконечно оптимистическая песня “Королева красоты”. Но упоминать ее, говоря о пьесе Макдонаха, можно, конечно, только в ироническом ключе. Никакое лето по переулкам в этой истории не бродит. И никакое солнце с крыш не льется. Это одна из самых мрачных и беспросветных пьес Макдонаха. Все здесь погружено в особую деревенскую тьму и, кажется, все время идет дождь. Зритель, который предвкушает легкую комедию с таким говорящим названием, конечно, будет обманут. Правда, конкурс красоты тут действительно упоминается. Но только как воспоминания о безвозвратно утраченной юности. А зрителя ждет психологический поединок. И что больнее всего, сойдутся в нем самые родные люди — мать и дочь. Кому-то отношения героев покажутся патологическими, но, увы, современная жизнь, изобилующая разного рода семейными драмами, доказывает обратное: патология, насилие, в том числе и психологическое, во многих семьях давно стали нормой. Об этом во весь голос кричит драматург.

Нельзя не восхититься мужеством и смелостью опытной актрисы Галины Анчишкиной, сыгравшей престарелую мать Мэг Фолан. Не стремится быть адвокатом роли Морин и ее партнерша Валерия Лагуто. Разве что разбитной, но, кажется, искренне влюбленный в Морин сердцеед Пато Дули (Сергей Артеменко) чуть моложе и свежее, чем обычно бывает в постановках по этой пьесе. Убедителен в роли его брата Рэя, гопника-провинциала, Ярослав Кублицкий.

Персонажей здесь мало, всего четверо, оттого все на виду. И режиссерская оптика безжалостна. Берясь за такого острого драматурга, Кравченко не пытается его смягчить или разбавить. Режиссер не побоялся острых мест пьесы и поставил уверенно и точно. Никаких поддавков и форы публике, никаких иллюзий. Все ружья стреляют, и все травмы проговариваются до конца. Хорошего финала здесь быть не может. Именно этой своей определенностью и целостностью гомельский спектакль и подкупает.

“Очень много жестокости, это не мое”, — сказала во время премьеры дама, сидевшая позади. Но в антракте не ушла, досидела до конца. А потом горячо аплодировала артистам и режиссеру. Может, наступает какой-то определенный перелом в зрительской культуре? Даже если заявленная спектаклем эстетика вам не близка, вы все равно пытаетесь разобраться в ней, проанализировать ее сильные и слабые стороны, понять ее природу?..

Новое поколение белорусских режиссеров предлагает неожиданные спектакли, новые решения. Из их интонации уходят суета, подражательство, желание во что бы то ни стало нравиться. Появляются внутреннее благородство, сдержанность жеста, здоровые амбиции. Мне кажется, мы на пороге новой светлой главы в нашей театральной летописи.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter