Женщина с ребенком? Продлить контракт!

Государство сделало еще один шаг в социальной защите семей, воспитывающих детей

«Требуется мужчина от 25 лет со стажем работы не менее двух лет в данной области», — еще совсем недавно Интернет и газеты пестрели такими объявлениями. Причем неважно было, на какую должность и в какой сфере деятельности существует вакансия: наниматели искали исключительно работников-мужчин. Сегодня на рынке труда, казалось бы, нет дискриминации по половому признаку. Требования работодателем предъявляются только к опыту работы и профессиональным качествам соискателя. Но так ли это на самом деле?

Звоню по первому попавшемуся объявлению: фирме требуется офис-менеджер. Сообщаю, что я – именно тот человек, который им нужен: и возраст подходящий, и иностранным языком владею… На противоположном конце телефонного провода небольшая заминка. «А дети у вас есть?» — звучит «контрольный» вопрос. «Есть, конечно, дочке четыре годика», — вру для пользы дела. В ответ слышу: «К сожалению, место уже занято…»

Следующие звонки оказались тоже безуспешными. В фирме, где  искали торгового агента, мне вежливо объяснили, что женщине с маленьким ребенком будет у них сложно, поскольку придется много работать сверхурочно. Там же, где требовались системные администраторы и программисты, женскую кандидатуру воспринимали вообще не иначе как  глупую шутку – у меня даже не спрашивали об образовании и опыте работы.

То, что наниматели неохотно берут на работу или не берут вовсе женщин с маленькими детьми, хорошо известно каждому. Более того, буквально до недавнего времени молодым мамам не менее сложно было и удержаться на уже полученном рабочем месте.

Около трех лет назад Алина П. родила сына. Еще до беременности, как и все в фирме, где она работала, перешла на контрактную форму найма. Но когда истек срок контракта, наниматель не продлил его с Алиной, ребенку которой только-только исполнилось пять месяцев. Бывший начальник объяснил, что даже если она выйдет на работу раньше, чем ребенку исполнится три года, то все равно не сможет выполнять свои обязанности, как делала это раньше: «Начнешь ходить на больничные, отпрашиваться с работы, не останешься сверхурочно».

Еще год назад многим белорусским женщинам приходилось выбирать между рождением ребенка и карьерой. Некоторые наниматели по истечении срока контракта попросту не продлевали его беременным или женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Как рассказывают инспекторы Департамента государственной инспекции труда, в основном проблемы возникали у женщин, работающих в мелком бизнесе.

Между тем расторжение контракта влекло за собой проблемы для женщины. Например, матери-одиночки, контракт с которыми был расторгнут во время отпуска по уходу за ребенком, автоматически начинали получать детское пособие как неработающие, а поскольку до Указа Президента Республики Беларусь от 14 февраля нынешнего года размер пособия для работающих и неработающих женщин существенно различался, они теряли в деньгах. А беременные женщины, уволенные более чем за месяц до отпуска по беременности и родам и не успевшие зарегистрироваться в службе занятости в качестве безработных, могли и вовсе остаться без пособия.

Алина, как и некоторые ее подруги по несчастью, даже подала в суд, но… Тот оказался на стороне нанимателя, поскольку постановление Совмина, которое регламентировало вопросы продления и заключения контрактов с беременными и женщинами, воспитывающими детей до трех лет, носило рекомендательный характер, этим-то и пользовались наниматели.

По словам заместителя начальника управления правового обеспечения и надзора Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь Вадима Браташа, такая незащищенность женщин не соответствовала социально ориентированной политике нашего государства, борющегося за улучшение демографической ситуации. В августе прошлого года Президент подписал указ, который обязал нанимателей продлевать контракты с женщинами, находящимися в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до трех лет не менее чем до окончания этих отпусков. При этом указ распространялся не только на матерей, но и на отцов или опекунов, если это они, а не мать ухаживали за ребенком. Кроме того, заключать контракт с беременными и женщинами, воспитывающими детей до трех лет и детей-инвалидов до восемнадцати лет, если до этого они работали на бессрочном трудовом договоре, стало возможным только с согласия самих женщин. Указ регламентировал продление контрактов и другим социально незащищенным категориям. Например, людям предпенсионного возраста. Женщины с 53 лет и мужчины с 58, если они добросовестно выполняют свою работу и не допускают нарушений трудовой дисциплины, могут быть уверены, что контракты с ними будут продлены как минимум до пенсионного рубежа.

К сожалению, и этих мер оказалось недостаточно. Как показала практика, наниматель вполне мог продлевать контракт до того, как ребенку работницы исполнится три года, а потом уволить женщину, чтобы «обезопасить» себя от возможных больничных и прочих неудобств, связанных с тем,что  у подчиненной маленький ребенок. Поэтому в июне нынешнего года вышел Указ главы государства
№ 369. Теперь наниматель обязан продлевать контракт женщинам вплоть до достижения их детьми пятилетнего возраста. Таким образом сделан еще один шаг в социальной защите семей, воспитывающих детей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter