«Женщина должна быть теплой»

Прежде чем произнести эти слова, Виктор Копач берет в руки электропилу. Он знает, о чем говорит: пила в его руках — инструмент художника, а сам он — скульптор, хотя сегодня выступает в ином качестве — резчика по льду.
Прежде чем произнести эти слова, Виктор Копач берет в руки электропилу. Он знает, о чем говорит: пила в его руках — инструмент художника, а сам он — скульптор, хотя сегодня выступает в ином качестве — резчика по льду. Виктор Копач, Максим Петруль и Константин Мужев — белорусская команда на Международном конкурсе ледяных скульптур в китайском Харбине. За главный приз борются 47 команд из 19 стран, представители нашей страны участвуют впервые.

Виктор, Максим и Константин уже принимали участие в подобных конкурсах — в прошлом году в российском Мурманске завоевали приз жюри. Но соревнования в Харбине — крупнее и престижнее. Для того чтобы оказаться в числе участников, пришлось пройти предварительный отбор, что оказалось не самым сложным делом: по основной своей специальности ребята — скульпторы, и хотя имеют дело с другими, более вечными, чем лед, материалами — в основном камнем и бронзой, — взяться за работу из столь недолговечного материала было интересно. Материал и подсказал тему работы: вечность и мгновение. Скульптура белорусской команды в стиле абстракционизма называется «Часы». «Лед имеет свойство таять, — объясняет задумку Максим Петруль. — Время — тоже понятие тающее. А потому мы решили, что идея текучести времени очень подходит для ледяной скульптуры». Кивая на проявляющиеся из соседних ледовых глыб женские торсы, Виктор Копач добавляет: «Нет, лед — не самый подходящий материал для лепки женского тела». И говорит ту самую знаменательную фразу, с которой и начинается мой репортаж.

По условиям конкурса каждой команде выдается глыба льда размером 200х200х70 см, из которой через два с половиной дня работы должно получиться произведение искусства. Жюри оценит его по самым разным критериям: желательно, чтобы льда осталось как можно больше, важны также идея и ее воплощение.

С учетом харбинского неласкового климата любоваться ледяными произведениями искусства можно будет еще три месяца — до конца марта. А сегодня на улице минус 27 — по–настоящему холодно. «Мы оказались не готовы к местным холодам, — говорит Константин Мужев, указывая на китайские армейские бушлаты, в которые одета наша команда. — Вот, пришлось купить здесь, на месте, зато теперь никакой мороз не страшен».

Смотрю на ледяные глыбы других участников: где–то проявляются человеческие фигуры, у латышей — нечто, напоминающее сфинкса. «Как называется ваша скульптура?» — спрашиваю. «Это гармония», — отвечают охотно и демонстрируют пухлый альбом с фотографиями, свидетельствующими о большом опыте в области создания скульптур из недолговечных материалов: снега, песка, льда и даже огня. А вот представительница Эстонии, командующая группой китайских помощников, общаться не хочет и тайн своего замысла выдавать не желает: видно, боится, что я расскажу нашим.

Большинство скульпторов работают по рисункам и чертежам: кто–то уже нарисовал эскиз черным прямо по ледяной глыбе и теперь рубит по намеченному рисунку. У представителей Беларуси весь замысел — в голове. Максим Петруль говорит, что еще в Минске ребята согласовали будущую скульптуру и теперь остается только воплотить задуманное в жизнь. К тому же когда на рабочем месте минус 27 градусов, разговаривать как–то не очень хочется. Часть инструментов привезли с собой (как только таможня пропустила?), ну а пилы пришлось купить на месте.

Надеются ли победить? «Когда участвуешь в конкурсе, всегда настроен на победу, по–другому и быть не может», — говорят в один голос. Я желаю им успеха и обещаю, что обязательно буду болеть за их «Часы»: тающее время — воистину актуальная тема.

Харбин.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter