Первая полноценная премьера в обновленном Купаловском театре привлекла большое внимание, тем более шанс дали молодому перспективному режиссеру, которого театралы и критики уже успели узнать, но широкой публике Даниил Филиппович стал по-настоящему известен только сейчас. Свой выбор выпускник ГИТИСа остановил на «Женитьбе» Николая Гоголя и предложил зрителю собственную оригинальную трактовку классической пьесы, ни на йоту при этом не отступая от авторского текста. Театр завершил творческий сезон и ушел на каникулы до сентября, однако разговоры о спектакле не смолкают.
Таисия Введенская и Михаил Свито – по-настоящему блистательный дуэт
Работать под прицелом пристальных и не всегда доброжелательных взглядов – то еще испытание даже для звездных и опытных, а «Женитьба» практически полностью упала на плечи нового поколения купаловцев. В главных ролях – два выпускника Белорусского государственного университета культуры и искусств этого года: Илья Крук (Подколесин) и Маргарита Горбачева (Агафья Тихоновна). Из закоренелого холостяка и перезрелой купеческой дочки в трактовке Даниила Филипповича они превратились в молодых влюбленных – наивных, трогательных, неприспособленных к жизни и полностью зависящих от своего окружения. Второй актерский тандем в ключевых ролях – Таисия Введенская (сваха Фекла Ивановна) и Михаил Свито (Кочкарев) – на десяток лет постарше и поопытнее. Более опытны и их герои в делах житейских. Режиссер рассказал:
– Мы решили, не меняя авторский текст, сделать необычный ход – добавить в отношения Кочкарева и свахи любовную линию. У нас они были женаты, расстались и теперь выясняют отношения.
Актриса Маргарита Горбачева говорит о своей героине так:
– Моя Агафья Тихоновна – хорошая и наивная девушка, которой хочется замуж. Причем она сама не вполне понимает, зачем ей это нужно, но ведь все выходят, и ей хочется. Мне кажется, Гоголь актуален и в наше время, одна из ключевых фраз моей героини: «Якая гэта цяжкая справа – выбар!» И если ты не сделаешь его сам, то выберут за тебя.
«Женитьба» в Купаловском – эксперимент во всем
Репетиции постановки заняли четыре месяца, и за это время многое в трактовках образов изменилось и было переосмыслено, говорит актер Илья Крук, убедительно изображающий душевные метания человека неплохого, но в некоторой степени инфантильного:
– Сперва казалось, что Подколесин – такой дурачок, мне даже режиссер говорил: «Ну найди в себе внутреннюю дурость!» Но чем дольше работал над ролью, тем сильнее понимал, что мой персонаж на самом деле адекватный. Просто попал в тяжелые предполагаемые обстоятельства, окружение требует от него каких-то поступков, к которым тот не готов. Мне кажется, темы, поднятые Гоголем, настолько современны, что сегодня уже не стоит подходить к ним исключительно с меркой XIX века: мы трактуем их согласно той эпохе, в которой живем. В сущности, на наших глазах Подколесин впервые делает собственный выбор – не важно, хороший ли, плохой ли, но наконец-то он что-то решает сам, без давления и подсказок!
Народная артистка Зинаида Зубкова играет Тень Женитьбы – страхи и воспоминания главных героев
Даниил Филиппович рассуждает о проблеме нерешительности – по его мнению, она ключевая для понимания «Женитьбы» и именно этим объясняется актуальность гоголевской пьесы для современного театра:
– Мы пришли к сути: человек – это сложное существо, у которого есть проблемы психологического характера, в данном случае – нерешительность. Сейчас у молодежи она нередко присутствует, более того, присуща в некоторых ситуациях и мне самому, и я бы хотел от нее избавиться. Так что, наверное, я с помощью этой постановки разбираюсь с собственными заморочками. Так на самом деле поступают все режиссеры, не верьте тем из нас, кто говорит, что это не делает, – они лукавят.
Агафья Тихоновна – первая большая роль Маргариты Горбачевой
«Женитьба» в прочтении Даниила Филипповича получилась историей о молодых и для молодых. Комическое в ней тесно переплетается с драмой – ведь, в сущности, все персонажи по-своему несчастливы, их жизнь и социальные связи запутанны и доставляют много переживаний, разобраться в которых не так-то просто. Отдельно стоит отметить оригинальную подачу, творческий эксперимент, в котором с явным удовольствием участвуют все артисты и который показывает, насколько тонко режиссер сумел понять и прочувствовать Гоголя как писателя. Филипповичу удалось показать не только и не столько «Женитьбу» как произведение, но и самого Гоголя как автора – то фантасмагорическое гоголевское начало, из которого впоследствии вырос, например, Михаил Булгаков. Пожалуй, даже позволю себе небольшое пророчество: судя по всему, режиссер, которому в будущем по силам замахнуться на предельно сложного в постановке Булгакова, у нас теперь есть.
Илья Крук перевоплотился в интроверта Подколесина