Женева стоит обедни?

О конференции ООН по расизму

К финансовому кризису добавился еще один — кризис разговорного жанра. Восемь стран отказались участвовать в конференции ООН по расизму, которая открылась вчера в Женеве.


Сначала Израиль и Канада, а затем США, Австралия и Новая Зеландия заявили о том, что не пошлют своих представителей на эту встречу. Из европейцев к бойкоту присоединились Германия, Италия и Нидерланды. Казалось бы, уж в этом формате ничто не должно помешать диалогу: чтобы выражать свое мнение с трибуны ООН, не надо соответствовать каким–то особым критериям — это площадка для всех. Тем более не вызывает сомнений тема конференции: ну кто же в современном мире откажется выступить против расизма? Поэтому нежелание восьми развитых стран использовать эту площадку для разговора с остальными 185 государствами мира на первый взгляд кажется нелогичным.


В чрезвычайно щекотливую ситуацию попал президент США Обама, отказавшись участвовать в антирасистской конференции. И не потому, что он чернокожий... А потому, что «доктрина Обамы», как он сам ее объяснял, выражается в готовности выслушать любую точку зрения, даже если США с ней не согласны. Но в Женеве «наушники» США будут выключены...


Что касается Евросоюза, то тут, по обыкновению, мнения разделились. Франция, например, подтвердила свое намерение принять участие в работе форума, итоговую декларацию которого редактирует Россия. Великобритания тоже примет участие в женевской конференции, заявил пресс–секретарь МИДа, чтобы добиться выработки общей линии по борьбе с расизмом.


Можно только посочувствовать главе МИДа Германии Франку–Вальтеру Штайнмайеру или его голландскому коллеге Максиму Ферхахену, вынужденным теперь объясняться, почему их страны оказались в списке ооновских отказников. Особенно не позавидуешь Штайнмайеру, одному из основных кандидатов на канцлерский пост на следующих выборах: немцы не любят недоговороспособных политиков. Как говорил Генрих IV, «Париж стоит мессы», а Женева может стоить многим политикам политической карьеры...


Не случайно правозащитная организация Human Rights Watch, которая служит рупором западного общественного мнения, на этот раз покритиковала госдеп, призвав США отказаться от бойкота и встать на сторону «жертв расизма».


Так что, возможно, политики и потеряют в общественном мнении, потому что отказ в диалоге всегда интерпретируется отрицательно, какими бы глубокими мотивами он, этот отказ, ни объяснялся. Но...


Дипломаты, менее зависимые от общественного мнения, так же, как и шахматисты, всеми силами стараются избежать цугцванга — необходимости сделать очередной ход, ведущий к ухудшению позиции.


Не попасть в эту затруднительную ситуацию может лишь тот гроссмейстер, который тщательно обдумывает первый шаг.


А первый шаг, между прочим, случился еще в 2001 году. Тогда в южноафриканском Дурбане состоялась первая конференция ООН по борьбе с расизмом, и завершилась она, увы, не согласием стран, а скандалом и антиизраильскими выпадами. США и Израиль в знак протеста досрочно покинули этот форум.


На нынешней конференции в Женеве в центре внимания — палестино–израильский конфликт, один из сложнейших «нервных узлов» планеты. Вот уже который год «ближневосточный квартет» в составе которого — Россия, США, ООН, ЕС, исполняет сложнейшую миротворческую партию, выверяя каждую ноту. Один фальшивый звук — и этот хрупкий процесс может вылиться в ужасную какофонию. А как реагируют горячие арабские парни на несправедливые, с их точки зрения, оценки, мы уже видели во время скандала с карикатурами на пророка...


Но политкорректность — это еще полбеды. Худо–бедно, но страны, разделенные «железным занавесом» (он никуда не исчез, но лишь поменял свои географические координаты), уже научились протягивать друг другу руку. Живой пример — рукопожатие президента США Обамы и лидера Венесуэлы Чавеса.


Настоящая беда в том, что наша планета, переполненная этническими и конфессиональными кризисами, не имеет планетарного антикризисного управляющего, пользующегося безусловным авторитетом. Впрочем, может, и не стоит сожалеть об отсутствии мирового «дирижера»? Давно прошли времена, когда слушали только первую скрипку... Сегодня мир полифоничен. Чтобы достичь мировой гармонии, нужно просто научиться слушать друг друга.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter