«Жена Коржа отдала телефонистке золотые сережки и позвонила в Москву Орловскому. Мужа освободили...»

– ПРОЕКТ снимался в течение года. Мы хотели показать жизнь народных мстителей и летом, и зимой, и осенью, и весной, чтобы получилось более масштабное полотно, — рассказывает гость «Теленедели «БН» Геннадий СОЛДАТОВ, исполнительный продюсер представительства МТРК «Мир» в Республике Беларусь. — Не секрет, что о Великой Отечественной войне снято много фильмов. И историки, и другие собеседники, с которыми мы встречались, откровенно удивлялись: а что можно показать нового? Обо всем уже все снято! Оказалось — можно! Мы решили как бы сделать фильм о фильме. О том, как съемочная группа снимает кино о партизанах. И в кадре работают трое ведущих. Это Ольга Рытько — играет роль молодой тележурналистки, которая получила задание снять фильм о партизанах. В помощь ей дали молодого историка, его играет Николай Зимич, актер театра Белорусской Армии. А третий ведущий — Андрей Аверьяненко, ему досталась роль оператора.

Проект о народных мстителях, созданный телеканалом «Мир», получил недавно статуэтку «Телевершины». В цикле показан нетрадиционный взгляд на историю народного сопротивления в Беларуси в годы Великой Отечественной войны

– ПРОЕКТ снимался в течение года. Мы хотели показать жизнь народных мстителей и летом, и зимой, и осенью, и весной, чтобы получилось более масштабное полотно, — рассказывает гость «Теленедели «БН» Геннадий СОЛДАТОВ, исполнительный продюсер представительства МТРК «Мир» в Республике Беларусь. — Не секрет, что о Великой Отечественной войне снято много фильмов. И историки, и другие собеседники, с которыми мы встречались, откровенно удивлялись: а что можно показать нового? Обо всем уже все снято! Оказалось — можно! Мы решили как бы сделать фильм о фильме. О том, как съемочная группа снимает кино о партизанах. И в кадре работают трое ведущих. Это Ольга Рытько — играет роль молодой тележурналистки, которая получила задание снять фильм о партизанах. В помощь ей дали молодого историка, его играет Николай Зимич, актер театра Белорусской Армии. А третий ведущий — Андрей Аверьяненко, ему досталась роль оператора.

— Геннадий Васильевич, сколько серий в цикле «Партизанский край»? Какие темы поднимали?

— В проекте десять серий. Старались брать темы, о которых раньше мало говорили и снимали. Например, о партизанском быте, о том, кто и как лечил народных мстителей. Как врачи попадали в партизанские отряды, как сложились их судьбы. Есть просто потрясающие истории. Не скажу, что их не знает старшее поколение белорусов, но ведь фильм снимался с целью рассказать молодежи о партизанах. И наши ведущие побывали в местах боевых действий, испытали на себе все сложности партизанского быта, в каждом фильме проводили какой-то эксперимент. Пекли лепешки на лопате, как это делали партизаны. Заваривали настой из лечебных трав, причем так, чтобы никто не видел дыма и огня. Устраивали лежак, учились наматывать портянки.

— Каких любопытных собеседников нашли?

— Встречались с дочерьми Василия Коржа и Батьки Миная (Миная Шмырева) —  легендарных командиров партизанских соединений.

Разыскали Марианну Федоровну Модорову-Потапову — дочь народного художника РСФСР Федора Модорова, который писал портреты белорусских партизан.

Марианна Федоровна живет в Москве. Она нам рассказывала о дружбе ее отца с Батькой Минаем, о своих встречах с партизанским командиром. Марианна Федоровна в то время работала в Центральном штабе партизанского движения. И через знаменитые Суражские ворота в числе художников и поэтов попала в бригаду к Батьке Минаю. Делилась впечатлениями, каким она увидела партизанский лагерь.

Ее отец Федор Модоров написал в 1947-м известную картину «Партизаны на приеме у Сталина». Сама же встреча Иосифа Виссарионовича и народных мстителей состоялась осенью 1942 года. На этом приеме присутствовал и Минай Шмырев.

Интересна сама история Суражских ворот — территории в 42 километра, которая долгое время находилась в руках партизан Витебской области. Они свободно могли переходить линию фронта.

И Зинаида Шмырева, со слов отца, рассказывала, что, когда Сталина проинформировали, что есть такие Суражские ворота, которые партизаны держат в своих руках, вождь удивился, почему он об этом не знает?!

Или взять такой любопытный факт: на территории Беларуси во время войны была проведена мобилизация в Красную Армию! И это в условиях оккупации, когда везде немецкие комендатуры. И именно через Суражские ворота добровольцы перешли линию фронта и отправились в Красную Армию. Конечно, людям старшего поколения эти факты известны, а молодежи — нет. Поэтому мы хотели напомнить, какая у нас богатая история партизанского движения.

— А что интересного поведала дочь Василия Коржа?

— Зинаида Васильевна рассказывала, как формировался первый партизанский отряд — ее отца. Партизаны провели бой и захватили первые трофеи уже спустя лишь несколько дней после начала войны!

Мы съездили в Пинск, где в здании музыкальной школы формировался отряд Василия Коржа. Кстати, он вначале назывался не партизанским, а истребительным. Потому что указаний из Москвы создавать партизанские отряды не было.

Интересна история и о том, как Василия Коржа арестовали перед войной. До 30-х годов в Советском Союзе допускалась в случае чего «партизанская война». Имелись склады оружия, люди проходили специальные курсы. И это все в условиях жесточайшей конспирации. Но потом доктрина поменялась, и практически все, кто готовился к партизанской войне, были репрессированы. А Василий Корж — один из немногих, кто остался жив. Когда в 1938 году его арестовали, он попросил свою жену, чтобы она позвонила Орловскому — одному из руководителей партизанского движения в Западной Беларуси. В Москве тот имел определенный вес в НКВД. Жена Коржа побежала к телефонистке, но та посмотрела на цифры номера и поняла, куда ей надо звонить, и отказалась это делать. Тогда жена Коржа сняла с себя золотые сережки и отдала их телефонистке. Удалось связаться с Орловским, и буквально через месяц Василия Коржа освободили…

— Какая география съемок фильма «Партизанский край»?

— Съемки проходили почти во всех областях. Кстати, на Витебщине, в районе Россон, есть деревня Ровное Поле, где воссоздан партизанский лагерь. Там размещалась бригада, где комиссаром был Петр Миронович Машеров. И под Минском есть воссозданные землянки...

 — Геннадий Васильевич, а как отдыхали народные мстители?

— Как обычные люди в мирное время. И танцевали, и песни пели. В Музее истории Великой Отечественной войны сохранилась уникальная коллекция партизанских рукописных журналов. Это самый настоящий кладезь, потому что там лесные мстители описывали всю свою жизнь. Рассказывали, как воевали, что ели, во что одевались, как лечились...

— Чем питались, например?

— Во-первых, деревни были обложены так называемыми партизанскими налогами. Крестьяне сдавали продукты, как и при советской власти.

Но в разных регионах было по-разному. Как говорил один из героев нашего фильма, ели все: и лягушек, и воробьев. Ветераны, которые воевали на Витебщине, вспоминали, что голодали. А у партизан Брестчины никогда не возникало особых проблем с питанием, потому что их территории незадолго до войны вошли в состав БССР, там еще не прошла коллективизация, и у людей были крепкие хозяйства. А ближе к 1944 году партизаны провели сев…

На той же Пинщине лесные мстители носили хорошие сапоги или ботинки. А партизаны Минской и Могилевской областей порой ходили в лаптях…

— Отдельная история в фильме об отношениях партизан и церкви…

— Это очень трагичная серия. Многие православные священники активно помогали партизанам. Они собирали и передавали важные сведения. Кто-то выписывал липовые справки, что люди являются прихожанами той или иной церкви. Очень много помогали с продуктами. Есть примеры, когда православные священники устраивали у себя в храмах или домах лазареты.

Командир партизанского отряда Анатолий Олейник вспоминал, как у православного священника Якова Слабухо в Пуховичском районе прятали документы в алтаре. После войны народные мстители настояли, и этот батюшка был награжден медалью. Ее вручал лично Пантелеймон Пономаренко. Но это — редкий случай. После войны многие служители Православной и Католической церквей были репрессированы как «сотрудничавшие» с оккупантами.

Шокирующая история произошла в Росице, что на границе с Латвией. В тех местах в 1943 году немцы проводили операцию «Зимнее волшебство». Тогда огромная часть Беларуси была просто уничтожена. Деревни сжигались вместе с жителями, часть трудоспособных отправляли в концлагеря. Цель была одна — лишить партизан тыла…

В костеле в Росице служили два ксендза. И когда всех жителей согнали в храм, немцы разрешили ксендзам покинуть костел. Но священники вместе с сельчанами пошли в огонь.

Точно такая же история случилась с православным священником Иваном Лойко на родине Василия Коржа — в деревне Хоростово Солигорского района. В 1942-м он провожает своих сыновей в партизаны. И благословляет их на борьбу с врагом. Причем делает это открыто, в церкви, где присутствуют прихожане. Он понимал, что это риск, но, наверное, по-другому просто не мог. А в 1943 году оккупанты провели карательную акцию. Батюшка знал, что деревня может быть сожжена, он мог уйти в лес, но принял решение остаться со своей паствой. Жителей деревни согнали в церковь и подожгли… Сохранились свидетельства полицейских: каратели были ошеломлены тем, что из огня неслись молитвы, люди пели.

— Вы не забыли рассказать в фильме об истории ликвидации гауляйтера Вильгельма Кубе?

— Безусловно. Одну из серий посвятили партизанским диверсиям. Эта славная страница партизанского движения в Белоруссии связана и с именем Федора Крыловича. В 1943 году на станции Осиповичи он установил две магнитные мины. Должен был пострадать один эшелон с топливом, но по стечению обстоятельств этот состав загнали в тупик, где уже находились готовые к отправке под Курск эшелоны с новейшими танками «Тигр». И все это взорвалось! В течение суток на станции творился настоящий огненный ад. По образному выражению одного из наших историков-экспертов, Федор Крылович «один уничтожил целую дивизию».

 Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»   

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter