Дворец (нач. ХХ в.).
Вряд ли Жемыславль (а до этого — Жемлаславль) стал бы интересен кому-либо, кроме топонимистов, если бы в 1807 году, после вхождения территорий, на которых он приютился, в состав Российской империи, ничем не примечательную деревеньку не приобрел Якуб Уместовский — один из представителей древнего белорусского рода, не самого богатого, но известного и уважаемого.
Историк Чеслав Янковский в своей книге «Уезд Ошмянский» описывал Жемыславль при Якубе Уместовском так: «Жемлаславль насчитывал 213 душ мужских и 198 женских, а во владениях имения имелись деревни Шадьюны (сейчас на территории Литвы), Рудня, Лавкеники, Гута, Подворенцы».Жемыславльский период Уместовский провел дельно и с умом, выгодно прикупив у Радзивиллов местечко Суботники вместе с землями, лесными угодьями, мельницей и костелом. Чуть позднее его владения пополнились поселением Квятковцы, в десяти верстах от Жемыславля был основан фольварк Роцкишки, а также Казимерово и Ягодвинов, названные в честь сыновей. В 1809‑м Якуб умер, оставив все свои имения и нереализованные планы старшему сыну Людвигу, который передал их по наследству самому младшему из рода — Казимеру.
Вот он-то и решил воплотить в жемыславльском имении грандиозный и дерзкий отцовский замысел — построить дворец-близнец резиденции польского короля Станислава Понятовского в Лазенковском парке Варшавы, возведенном по проекту итальянского архитектора Доминико Мерлини в 1784 — 1795 годах.
По образу и подобию
Начало будущей архитектурной жемчужине положило строительство в 1828‑м двух кирпичных флигелей с колоннами-портиками в стиле классицизма, амбара-ледника, оранжереи и манежа. Для реализации проекта по постройке дворца Уместовские пригласили Леонарда Маркони, уважаемого львовского архитектора и скульптора итальянского происхождения. Но в 1863 году Казимер скоропостижно умирает — и все заботы по завершению строительства берет на себя его супруга Юзефа.Парк (нач. ХХ в.).
Долгострой заканчивает ее сын граф Владислав — последний из рода Уместовских, ставший наследником всех многочисленных имений и земель, принадлежавших его деду. При нем дворец обрел свой окончательный облик: двухэтажное симметричное здание в стиле классицизма получило Т-образную форму. Крыша была огорожена ажурной балюстрадой — на ней находилась площадка для прогулок. Бельведер — надстройку в форме куба над основным зданием — украшали арочные окна с цветными витражами. А над главным входом располагалась широкая лоджия.
Резиденцию польского короля копировал и интерьер дворца: стены украшали дубовые панели и фресковые росписи, паркетный пол по всей усадьбе был выложен орнаментом, а комнаты отапливались красивейшими мраморными печками и каминами в «парижском стиле».
Дворец со стороны парка (нач. ХХ в.).
После завершения основного строительства Владислав решил обустроить живописный парк вокруг дворца — он был создан по проекту французского садовника Ямайса. К дворцу вела широкая 80‑метровая липовая аллея, а фасад здания выходил на берег небольшого пруда. Здесь же была оборудована небольшая лодочная станция для прогулок гостей усадьбы.
В 1904‑м князь начинает строительство неоготического костела из красного кирпича в местечке Суботники, которое было завершено после его смерти, в 1905 году. Там, к слову, сейчас расположена родовая усыпальница Уместовских.Вид на парк с терррасы дворца (нач. ХХ в.).
Дворец, разграбленный во время Первой мировой войны, некоторое время пыталась привести в порядок Янина Острог-Садовская, жена Владислава, но в какой-то момент, посчитав, что все ее усилия тщетны, хозяйка передала здание под научную базу для Виленского университета.
Благополучно пережив две войны и использование в качестве помещения для администрации колхоза, библиотеки, клуба и отделения связи в советское время, в 2012‑м дворец был серьезно поврежден пожаром. В 2017 году здание было приобретено бизнесменом — уроженцем этих мест, и будем надеяться, что этот памятник архитектуры мы еще увидим во всей красе и былом великолепии.
Фигура Богоматери в парке (нач. ХХ в.).
Фото из личной коллекции автора.