Более 4000 нарушений: чем порой рискуют пассажиры, пользуясь услугами служб такси

Желтый плафон — эмблема тревоги?

В оперативных сводках Витебска все чаще фигурируют машины такси. С начала года по их вине уже совершено около двух десятков учетных ДТП — это те происшествия, когда в авариях пострадали люди и их пришлось госпитализировать в больницы. Можно предположить, что количество неучетных, где, к счастью, все обошлось без травм, — в десятки раз больше.

В таксисты идут не только те, кто рассчитывает на служебный автомобиль, но и владельцы собственных авто.

Гонки  без  правил


В областном управлении ГАИ сообщили еще одну цифру: на счету витебских таксистов и маршрутчиков с начала года — больше 4 тысяч правонарушений. Наиболее «популярные» — игнорирование скоростного режима, проезд перекрестков на запрещающий сигнал светофора, опасное маневрирование. Бывают и «шалости» посерьезнее — в центре города, на площади Победы, инспектора остановили такси, водитель которого был пьян и в таком виде перевозил пассажиров.

А на днях город взбудоражило еще одно дорожное происшествие. На улице Воинов-интернационалистов 34-летний таксист на «Фольксвагене» не справился с управлением и врезался в «Тойоту». За рулем иномарки, «попавшейся» под руку нетрезвому извозчику, была женщина, в салоне — ребенок. К счастью, они не пострадали. А вот такси перевернулось. Его пассажиру — мужчине — вызвали «скорую», а водитель в это время… сбежал. Милиционеры нашли виновника аварии уже дома. Причем в нетрезвом виде. Молодой человек объяснил: выпил якобы уже после ДТП. В отношении таксиста составили сразу три протокола: за употребление спиртного после аварии, управление автомобилем без водительского удостоверения и бегство с места дорожно-транспортного происшествия.

Почему так происходит? Люди без водительского удостоверения и каких-либо ограничений по своему физическому состоянию перевозят пассажиров, прикрываясь обозначенными под такси автомашинами. Кстати, в вышеописанной ситуации витебчанин заявил о том, что он… безработный. Истину можно узнать, поговорив с таксистами различных витебских служб. Благо их сейчас в городе немало — и представителей крупных компаний, и более мелких. Не удивительно, что в итоге — острая конкуренция и ожесточенная борьба за пассажира. Да, цены на услуги перевозчики вынуждены держать небольшие. Ведь чем ниже стоимость поездки, тем выше шансы на популярность. Но наверстывать упущенное приходится за счет увеличения клиентов. И чем быстрее водитель выполнит заказ, тем больше у него на счету будет поездок, а значит, и выше зарплата. Вот почему в погоне за длинным рублем о правилах дорожного движения некоторые особо не задумываются. В таксисты идут не только те, кто рассчитывает на служебный автомобиль, но и владельцы собственных авто. Они работают по удобному для них графику и просто делятся доходом с организацией, предоставляющей им поддержку диспетчера. Разве будет кто-то там отслеживать наличие водительских удостоверений? Лишение прав формально «безработного» остается незамеченным. Да и по отношению к официально трудоустроенным требования со стороны владельцев бизнеса пассажироперевозок зачастую явно занижены.

Число аварий возрастает.
Фото ГАИ

Карточка — экстерном


Под видом супруги неудачливого гастарбайтера, собирающегося вернуться с российских стройплощадок на родину, я звоню в одну из самых крупных на витебском рынке служб такси. Взять на работу моего явно сомнительного мужа, всего год назад получившего права, здесь готовы без проблем. Милая девушка объясняет:

— Зарплата — около 600 рублей. График: два дня, две ночи — двое суток выходных. Для трудоустройства нужны права, паспорт, медсправка. Да, еще понадобится «карточка таксиста» — документ, предоставляющий право на перевозку людей, и разрешение на использование газового оборудования — им оснащены все наши машины. Но это не проблема — обучение организуем мы сами. В течение дня (!) получит и то и другое. За 70 рублей, которые потом высчитаем из его заработной платы.

Маленький водительский стаж, наличие истории правонарушений и аварии в «анамнезе» — такие важные моменты биографии вовсе не интересны. Кстати, специальные учреждения выдают «карточки таксиста», как утверждают специалисты, только после недельного обучения. А здесь — все «экстерном». Один интересный момент — в соответствии с законом перевозить людей можно только с водительским стажем не менее одного года. Но есть оговорка: или при наличии водительского удостоверения категории «В», полученного не менее двух лет назад. То есть окончил автошколу, продержал на полочке корочки два года, не садясь за руль, — и сразу в таксисты…

Бизнес  в  тени


Итак, вчерашние выпускники автошкол смело берут на себя ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, не задумываясь о последствиях. А мы точно так же, садясь в такси, уверены: безопасность гарантирована. Вот только, судя по статистике дорожных правонарушений, очень часто ошибаемся. Такого же мнения придерживается и заместитель начальника отдела филиала транспортной инспекции по Витебской области Василий Исаков. Как практик он уверен — подразделения службы такси давно пора вернуть в законодательное русло, а также ужесточить ответственность за нелегальный извоз, непрохождение медицинского освидетельствования и двухразового (!) в год техосмотра, выпуск на маршрут автомобилей с техническими неисправностями. Кстати, в ходе рейдовых мероприятий знакомиться с нелегалами инспекторам приходится довольно часто. А вот доказать вину и привлечь к ответственности — удается не всегда. Например, специальный маячок на крыше многие объясняют простой тягой к красоте, а еще недавно общепринятые опознавательные знаки в виде желтых номеров отменены. Необязательны для таксистов и путевые листы. Если что — разрисованный кузов с номерами телефонов и названием фирмы владельцы машин объясняют своим добровольным и сугубо безвозмездным желанием помочь любимым операторам такси с рекламой — я, мол, сам извозом вообще не занимаюсь. Клиент в салоне? Да нет, сейчас в качестве пассажира — мой друг, брат или сват... Доказать обратное сложно.

Все это дает возможность самовольничать на нашем рынке такси-услуг даже тем операторам, которые сегодня зарегистрированы в России и предоставляют нашим нелегальным извозчикам исключительно информационное обеспечение. Они руководствуются правилом: в борьбе за прибыль все меры хороши. А кто ответит за жизнь людей?


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter