Желтое «по–черному»

К концу прошлого года лицензии на работу с драгоценными металлами и камнями в стране имели 446 организаций и индивидуальных предпринимателей...
К концу прошлого года лицензии на работу с драгоценными металлами и камнями в стране имели 446 организаций и индивидуальных предпринимателей. Только на оптовой торговле специализировались 65 субъектов предпринимательской деятельности, на розничной — 176. Изготовлением драгоценностей занимались 55 структур, ремонтом и реставрацией — 106, частично использовали их в производстве — 92. Кроме того, драгметаллы и камни принимают по договорам комиссии, на хранение, в залог, в переработку, обработку, скупку...

Комитет государственного контроля проверил этот специфичный рынок.

В 2004 году в страну импортировано ювелирных изделий на сумму 25,28 млрд. руб., при этом львиная доля (92,6 процента, на 23,4 млрд.) — из России. В январе — августе 2005 года импорт драгоценностей составил 13,45 млрд. руб. (87,4 процента — опять же из Российской Федерации).

Всякий раз более 60 процентов изделий было ввезено только пятью субъектами хозяйствования. Среди них РТУП «Белювелирторг», УП «Самоцветы–плюс», УП «Белкоопоптторг»... Но самую большую долю рынка (до 20 процентов) занимал индивидуальный предприниматель. Поскольку разбирательства продолжаются, назовем его ИП Р. Иначе говоря, рынок ювелирных изделий иностранного производства сосредоточен преимущественно в частных руках. Хорошо это или плохо?

Проверка показала, что в стране действует более 40 нормативных актов, регламентирующих деятельность с драгоценными металлами и камнями: законы, декреты, постановления Правительства, Минфина, Минторга... Они, однако, не обеспечивают полной прозрачности оборота драгоценностей.

По данным Минстата, в 2004 году ювелирных изделий в стране было продано на 78,5 млрд. руб. При этом вне торговых организаций (физическими лицами «с рук») — на 26,8 млрд. руб. В бюджет тогда поступило лишь 1,38 млрд. руб. акцизов. Эта сумма уплачена только импортерами и отечественными производителями, поставившими ювелирные изделия торговле. Из 26,8 млрд. теневого оборота не был уплачен ни акцизный налог, ни НДС, ни налог на прибыль... В результате потери бюджета за 2004 год составили около 9 млрд. руб.

В Минской области в первом полугодии 2005 года выявлено 66 преступлений (54 — из категории тяжких), предметом которых являлись драгоценные металлы и камни. По уголовным делам изъято 690 г золота и 134,5 г серебра на общую сумму свыше 30 млн. руб. К уголовной ответственности (за незаконную торговлю ювелирными изделиями польского и турецкого производства) привлечены 43 человека. Только у одной жительницы Солигорска сотрудники ОБЭПа Солигорского ГРОВД изъяли около 300 г золотых изделий на 12 млн. руб.

В Могилевской области за 7 месяцев 2005 года возбуждено 98 уголовных дел (83 — из категории тяжких) за незаконные сделки физических лиц с драгметаллами и камнями. Изъято 254 изделия из золота и серебра на общую сумму 32 млн. руб. Так, у жительницы Могилева при реализации ею импортных золотых украшений без лицензии было изъято 92 изделия на сумму 12,1 млн. руб.

Отчасти нелегальный оборот порождается несовершенством законодательства и в целом механизма госрегулирования оборота ювелирных товаров. Так, положение о лицензировании данной деятельности (утверждено постановлением Совета Министров в 2003 году) не очерчивает требования к соискателям лицензии, не ограничивает их круг. К примеру, для индивидуальных предпринимателей даже не предусмотрена экономическая ответственность за нарушение порядка обращения, учета, хранения драгоценных изделий. Между тем в 2004 году 15 индивидуальных предпринимателей ввезли ювелирных изделий на сумму 6,5 млрд. руб. — более четверти всего импорта.

Лицензионные условия упомянутого положения не содержат и полного перечня грубых нарушений законодательства (например, сокрытие налогов), влекущих аннулирование лицензии. Тот же предприниматель Р., будучи крупнейшим импортером ювелирных изделий (в 2004 году ввез больше, чем государственный «Белювелирторг» (!), а в 2005 году занял второе место), несколько лет искусно «взаимодействовал» с белорусскими лжепредпринимательскими структурами, оперируя поддельными документами и виртуальными услугами. Цель очевидна: сокрытие налогов. Использовал, к примеру, счета–фактуры по НДС, которые практически ничем не отличались от легально приобретенных (поскольку те и другие были изготовлены на фабрике Гознака). По заключению экспертов, эти бумаги были выбракованы, а затем похищены с фабрики...

Во время проверки контролеров не покидала мысль, что ювелирные изделия ввозились предпринимателем Р. в страну, как картошка в мешках. Перед тем как попасть к конечному потребителю, эти украшения проходили предпродажную подготовку. Кто же оказывал предпродажные услуги? По бумагам — специализирующиеся фирмы, которые, как выяснилось, никакого отношения к делу не имели, а в действительности — несколько женщин, которых, как они утверждают, работать на предпринимателя Р. «сосватал» некий импозантный господин.

А вот еще хитрость. Минторг и Минфин с мая 2004 года ввели норму: ювелирные изделия стоимостью свыше 3.000 евро обязательно транспортируются с использованием специализированных организаций (фельдъегерская, специальная связь) или в сопровождении охраны. Чтобы обойти норму, дельцы документально дробят разовую поставку. Якобы дробят! Судя по товарным накладным, некое ООО (г. Минск) только за один день 128 раз (!) получало от того же Р. ювелирные изделия! Было получено более 5 тысяч штук, на полмиллиарда рублей! Но вот парадокс: ответственности (ни юридических лиц, ни индивидуальных предпринимателей) за нарушение правил транспортировки ювелирных изделий закон не предусмотрел.

А как вам такая схема? В апреле 2005 года Р. поставил белорусским клиентам ювелирных изделий на 1,32 млрд. руб. В этом же месяце те же субъекты (опять же согласно бумагам) якобы возвратили ему этих изделий на сумму 1,36 млрд. В результате таких манипуляций в должниках перед Р. (по акцизам и НДС) оказался... бюджет. Представьте: мы, налогоплательщики, задолжали ювелирных дел мастеру 8,1 млн. руб.!

Впрочем, все схемы теневого оборота перечислять не будем. По результатам проверок с нарушителей взыскано в виде санкций, пени и налоговых доначислений около 1,2 млрд. руб. Серьезными суммами исчисляются административные штрафы, возбуждены уголовные дела... Но более весомой экономической (как и правовой) отдачи следует ожидать от серьезных мер и предложений КГК в адрес различных органов государственного управления. Эти предложения, разумеется, последовали.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter