Франция: как протестуют и как действуют в ответ стражи порядка

Желтое и черное

О том, что такое протесты и насколько они могут быть «мирными», во Франции вспомнили две недели назад. После связанных с карантином каникул длиной в несколько месяцев вновь заявили о себе «желтые жилеты», активисты давно известного в стране протестного движения. Этого момента, кажется, только и ждали. Взорвали социальные сети разнообразными призывами. Взбудоражили требованиями о повышении зарплат, введении налога на богатых. Не забыли, само собой, вспомнить о коронавирусе. И 12 сентября, в выходную субботу, вновь вышли на улицу. Две манифестации были запрещены, на несколько столичная префектура согласие выдала. В частности, на марш от площади Биржи и от площади Ваграм. Впрочем, без напряженности между манифестантами и силами порядка и даже без погромов — а участники акции поджигали мусорные баки и крушили городское оформление — не обошлось и… на разрешенном шествии. Полиция действовала жестко: применила гранаты со слезоточивым газом и задержала более 200 человек, у многих из которых, к слову, при себе оказались ножи. Страдали и рядовые горожане: были закрыты многие станции метро, а также скоростных пригородных электричек, а на Елисейских полях, куда рвались манифестанты, правоохранительные органы проводили тщательный досмотр.


…Итак, третий сезон протестов открыт. Активисты уже давно и бесповоротно ушли от своей первоначальной цели. Если два года назад они боролись за снижение цен на топливо («желтые жилеты» — это как раз тот аксессуар, который по французским законам должен быть у каждого автомобилиста, отсюда, кстати, и название движения), то шаг за шагом их требования приобрели (кто бы мог подумать?) политический окрас. Речь зашла об отставке действующего президента Эммануэля Макрона. Ничего не напоминает? 

Впрочем, не «желтыми жилетами» едиными. Масла в огонь то и дело подливает движение BLM (о нем, равно как и о мусульманских протестах в Лионе и Марселе, упомянул Александр Лукашенко). Аббревиатура расшифровывается как Black Lives Matter. Или, говоря по-русски, «жизни черных важны». Против расизма и полицейского произвола этим летом на французских улицах протестовали тысячи. Повод выйти на улицу: смерть в США афроамериканца Джорджа Флойда, при задержании которого полицейские применили удушающий прием. Да и «внутренняя повестка» наложилась. Вот, например, строчка из новости за 13 июня. «Демонстранты призвали расследовать смерть Адамы Траоре, чернокожего француза, который умер в полицейском участке после ареста». Свою протестную демонстрацию, кстати, провели тогда и полицейские: почтили минутой молчания память коллег, погибших при исполнении обязанностей. Кстати, во время акции стражи порядка бросали на землю наручники — так они отреагировали на введение ряда ограничений во время операций по задержанию протестующих.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter