Чем чревато для Европы наращивание военной инфраструктуры и логистики

Железо и мозги Европы

Все-таки хочется понять, что было в мозгах министра обороны Литвы Раймундаса Кароблиса, когда он назвал размещение американского батальона в Пабраде «благой вестью» и радостно сообщил, что «на этот раз американские военные прибывают для долгосрочного военного участия в Литве»... Не похоже, что при этом литовцы в воздух чепчики бросали. Вообще-то «долгосрочное военное участие в Литве» любой чужой страны — плохой повод для радости. А уж для людей по обе стороны границы, а военный полигон в Пабраде, напомню, находится в 15 километрах от нашей границы, тем более.

Фото www.lrt.lt
Железный кулак из «Абрамсов» слишком живо воспроизводит в исторической памяти все трагические страницы Европы, написанные «железом и кровью».

И вот опять мы видим массовое развертывание военной инфраструктуры США и альянса в ближайших к нам странах. Зачем это нужно?

В военных штабах НАТО объясняют это изменением стратегического контекста, и в первую очередь их беспокоит, цитирую, «возрождение России как стратегического соперника»... Прибывший в прошлом году в Брюссель глава Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Джозеф Данфорд предупредил европейских коллег, что «Россия модернизировала много аспектов своих вооруженных сил», — речь идет о ядерном оружии, о флоте, о кибероружии, о средствах электронной борьбы и т.д.

А посему, дескать, надо противостоять... Но, господа, от Швенченского района, где размещается американский батальон, до российской границы сотни километров… Зачем же его размещать у нас под боком?

Да и вообще, неужели кто-то надеется, что таким образом можно разрешить геополитическое противостояние? Неужели история и первой, и второй мировых войн ничему не научила? Вспомним: несмотря на всю милитаристскую риторику, невзирая на любые укрепительные линии, которые строились по всей Европе, те войны обернулись шоком, миллионными потерями и величайшей трагедией народов. Оказалось, что генералы всегда готовятся к прошлым войнам, а те, что приходят, оказываются совсем другими и по техническому, и по геополитическому уровню.

Нельзя сказать, что об этом не задумываются в Большой Европе. Задумываются и высказывают те же опасения, что и мы, на дипломатическом, экспертном уровне. Многие европейские столицы с благодарностью восприняли предоставленную Минском экспертную площадку «Минского диалога», оттолкнувшись от которой, можно двигаться дальше. От экспертного трека — как принято говорить, track two diplomacy — к началу полномасштабного политического диалога о безопасности для всех, к которому призвал Александр Лукашенко. Об этом сейчас думают, это главное в тематике международных отношений.

Тем более странно, если не сказать больше, выглядят на этом фоне маневры «Абрамсов» на наших границах.

Опасность эта не только и не столько военная.

Политическая цель этих маневров — запугать. Но на таком языке не ведутся переговоры, а тем более не работает дипломатия.

Больше всего здесь удивляет позиция наших соседей, той же Литвы, которые занимаются нагнетанием обстановки. Все эти бесконечные учения под предлогом обеспечения безопасности.. Никакой безопасности такое поведение не дает, зато провоцирует напряженность. И как результат приводит ко все большему развертыванию военной логистики на нашем континенте.

Еще раз повторим: зачем это делать? Вспомним, в чем был главный аргумент в пользу создания и существования Евросоюза? В том, что благодаря этому объединению в Европе вот уже более 70 лет нет войны.

А почему удалось достичь этого результата? Потому что европейцы развивали на своих границах приграничное сотрудничество, вводили безвиз, свободные экономические зоны.

Литовцы, вступившие в ЕС и НАТО, вместо этого развивают на своих границах военную логистику, строят ангары для танков и устраивают перегонки на боевых машинах «Брэдли»... Сомневаюсь, что это тот вклад, который сегодня нужен хоть кому-нибудь, кроме военных корпораций Пентагона.

В Большой Европе все эти гонки, в которых правительства Прибалтики и Польши за счет размещения на своей территории американских войск повышают свою значимость, вызывают скорее обеспокоенность, чем одобрение.

Не говоря уже о позиции нашего государства — как сказано, мы не можем спокойно сидеть и наблюдать за этим. Конечно, мы не стремимся грудью выдвигаться в атаку на танки. Да это и не надо, как говорят айтишники, софт, то есть мозги, важнее железа. И в наших силах — выдвинуть разумные предложения.

Александр Лукашенко на последнем международном форуме «Минского диалога» напомнил, что у Беларуси есть исключительный опыт. С одной стороны, мы военно-политический союзник России. А с другой — имеем международные договоры в области безопасности и мер доверия со всеми соседями, в том числе с государствами — членами НАТО. И эта наша история успешного сотрудничества убеждает, что, несмотря на глубокие противоречия и недопонимание, интересы безопасности в Европе абсолютно совместимы. Мы прилагаем максимум усилий и намерены так же действовать и в дальнейшем.
Президент, как Главнокомандующий Вооруженными Силами нашей страны и гарант ее безопасности, поручил Государственному  секретарю Совета Безопасности и министру обороны разработать и в ближайшее время представить ему план мероприятия по адекватному реагированию на подобные действия соседей. Александр Лукашенко намерен постоянно держать ситуацию на контроле.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Алексей Беляев, политолог:

— Наше государство последовательно выступает за создание «пояса добрососедства», нового всеобъемлющего договора по безопасности и нераспространение ракет меньшей и средней дальности... Но пока не все геополитические игроки готовы к этому. И еще, на мой взгляд, заявления о том, что есть какая-либо угроза для стран НАТО с Востока, не имеют под собой оснований. Но такой негативный фон создается намеренно, чтобы можно было в будущем получать дотации и увеличивать (не за свой счет) военное финансирование.

Вадим Боровик, политический аналитик:

— Любое государство, если возле его границы концентрируются войска, будет выражать обеспокоенность. При этом Беларусь никак не спровоцировала такие шаги. Минск не представляет угрозу ни для кого из своих соседей.

Обозреватель www.rubaltic.ru Алексей Ильяшевич:

— Информация о прибытии в страну очередной партии американских военных в литовских СМИ разбавляет сплошную череду новостей о бедственном положении пенсионеров, нехватке врачей и удручающей демографической ситуации. Остается предположить, что Вашингтон бросает своих пехотинцев на передовые рубежи борьбы с нищетой в Литве.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Как вам новое соседство?


Швенченский район Литвы, куда на местный полигон начала прибывать тяжелая американская бронетехника, соседствует с Островецким районом Беларуси. Тем самым, где возводится стратегический объект — атомная электростанция. Между двумя районами, между прочим, в 2008 году был заключен договор о сотрудничестве. Мы поинтересовались у жителей Островетчины, как они относятся к информации о новом военном соседстве.

Виктор Карпович, председатель  Гудогайского сельисполкома:

— Незаметно для нас эта информация не прошла. Сегодня я был на мехдворе в агрогородке Палуши и слышал, как работники обсуждают близость дислокации американской военной техники. Страха, само собой, нет. Мы уверены в том, что наши Вооруженные Силы, пограничники держат ситуацию под контролем. Неприятно, что в наших доброжелательных отношениях с соседней страной появился заморский арбитр с танками. И мне, бывшему военно­служащему, как и другим жителям района, это не нравится.

Ирина Тальчук, председатель Островецкого районного Совета депутатов:

— Специфика нашего региона в том, что литовцы для нас — не просто соседи. Для многих местных жителей они члены семей. Ведь всего несколько десятилетий назад границы как таковой не было. Парни и девушки из литовской деревни бегали в белорусскую на танцы. Дружили, любили друг друга, семьи создавали. Так что политика политикой, а человеческие отношения должны оставаться человечными.

Эдуард Свирид,  житель Островца:

— Как можно к этому относиться? С недоумением отношусь. Мы прекрасно понимаем, что жители Литвы не просто знают — они уверены в том, что со стороны Беларуси никакой военной угрозы ожидать нельзя. Мы — мирная страна, никогда не развязывавшая войн и не бряцавшая оружием. Печально, что по ту сторону границы нашлись люди, решившие разыграть карту холодной войны. Наше поколение уже было свидетелем чего-то подобного. Уверен, что и на этот раз победу одержит здравый смысл.

Ростислав Герт, почетный председатель Островецкого районного совета ветеранов:

— Я участник Великой Отечественной войны. Поэтому к любому проявлению военной агрессии я отношусь отрицательно. Каждый здравомыслящий человек должен понимать: война — это беда, и она не должна повториться. Причем когда-то и для нас, и для литовцев эта беда была общей, я имею в виду события 1941 — 1944 годов. Старшее поколение об этом прекрасно знает. Помню, в армии я служил с парнишкой из Литвы. Позже мы с ним встретились уже в статусе заместителей председателей райисполкомов. Не раз в разговорах затрагивали тему понесенных во время войны человеческих потерь и оба были едины в одном: это наша общая боль. Хотелось бы, чтобы о ней помнили не только в нашей стране.

romanova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter