Железный поток

В прошлом году на дорогах Могилевщины сотрудники милиции задержали 466 грузовиков, на которых дельцы пытались вывезти в Россию почти 1.600 тонн черного и цветного металла...

В прошлом году на дорогах Могилевщины сотрудники милиции задержали 466 грузовиков, на которых дельцы пытались вывезти в Россию почти 1.600 тонн черного и цветного металла. Общая стоимость — без малого миллиард рублей. Если провести нехитрые арифметические подсчеты, окажется, что ежедневно — и в снег, и в дождь, и в мороз, и в жару — по трассам области незаконно перевозится более 4 тонн металлолома. И это только если судить по выявленным фактам. А скольким дельцам удается проскочить мимо кордонов?


Причины ажиотажа не только в разнице цен на металл у нас и в России. Даже если бы за килограмм чугуна, стали или меди у нас давали больше, чем в соседней стране, вывоз это вряд ли бы остановило. Ведь из страны вывозятся не пришедшие в негодность кастрюли и сковородки из бабушкиного сарая, а, как правило, отходы промышленного лома. Доказать законность их приобретения нашему заготовителю сдатчик не сможет. Практически весь металл, вывозимый в Россию, — ворованный. С заводов, с сельскохозяйственных предприятий — отовсюду, где «плохо лежал». Почему же собственник не заявляет в милицию о пропаже? Объяснение простое. Он может и не знать вовсе, что лишился части имущества. Когда лом разбросан по территории, трудно вести его учет...


Вот один из примеров. В ОАО «Шкловский льнозавод» сейчас идет реконструкция. В одном из цехов демонтируют старое оборудование, которое сразу вывозят машины «Могилеввтормета». На первый взгляд все делается по–хозяйски. Однако чувствуется: порядок наводить начали только что. Причем отправляют заготовителям свежеразобранное. А на территории полно другого металла, изрядное количество времени пролежавшего на земле. Вокруг некоторых железяк даже кусты выросли. У двигателей, стоящих у вытяжной вентиляции, кто–то давно снял все части, содержащие медную обмотку. У одного из цехов в глаза бросается полуразобранный КрАЗ. Судя по наклейке Гостехосмотра на стекле, последний раз грузовик выезжал на дорогу в 2005–м.


Демонтируют оборудование и две фирмы, арендовавшие производственные площади на льнозаводе. Любой желающий может запросто выдать себя за перевозчика, обслуживающего коммерсантов, погрузив в кузов личного грузовика лом, принадлежащий открытому акционерному обществу. Ведь никто из работников завода за металлом не следит. Да и ворота распахнуты настежь: бери что хочешь и вези куда душе угодно.


О здании, в котором когда–то размещалось заводоуправление, — отдельный разговор. Заходишь через распахнутые настежь двери и тут же возникает ощущение, будто три года назад двухэтажную постройку ее обитатели покидали в спешке, словно при эвакуации. Побросали все, что можно было. В одном из кабинетов увидел валяющуюся на полу стопку профсоюзных билетов. В другом — бухгалтерские документы, сваленные в одну кучу с грамотами. Батареи везде срезаны. Довелось увидеть и остатки мини–АТС, выпущенной еще в советские времена. В таких электронных устройствах раньше использовались драгметаллы. Возможно, именно ради них кто–то чуть ли не «с мясом» выдрал детали...


Вместе с начальником управления контроля за работой агропромышленного, лесохозяйственного и природоохранного комплексов Комитета госконтроля Могилевской области Вячеславом Осмоловским и майором финансовой милиции КГК Сергеем Малашуком мы попросили главного инженера предприятия Алексея Вагина прокомментировать ситуацию. Но Алексей Николаевич попытался оправдаться, будто все на заводе так, как полагается: «Металлолом у нас появился лишь после начала реконструкции. И мы его сразу сдаем в счет госзаказа. А то, что валяется вокруг, не наше: принадлежит арендаторам».


Позиция удобная: мол, «за все отвечать должны другие». И не проверишь ведь, где чей металл. Тем более главный инженер сам признался: когда начинался демонтаж, он прикинул количество планируемого к сдаче лома на глаз. Но работы еще не завершены, а заготовителям отправлено уже гораздо больше ожидаемого...


— А куда делись срезанные в бывшем заводоуправлении батареи? — нельзя было не задать и этот вопрос.


— Использованы при ремонте помещения, в которое переехала администрация предприятия.


Однако документов, подтверждающих этот факт, по словам Алексея Вагина, нет...


Увиденную на льнозаводе картину Вячеслав Осмоловский считает типичной.


— Во многих СПК металлолом валяется где попало, — аргументирует он свое мнение. — И это лишний раз подтверждает: руководители не видят денег, лежащих под ногами. В качестве примера приведу СПК «Свет Октября» Чаусского района. В прошлом году хозяйство несколько месяцев не могло заплатить штраф в миллион рублей — не было средств. В то же время на машинном дворе, на зернотоку мы увидели столько лома, что сдай его — бюджет СПК прирастет не одним десятком миллионов рублей. Только после нашей проверки хозяйство сдало металл заготовителям. Не было бы ее, не исключаю, что по сей день территория сельхозкооператива была бы захламлена железом. А ведь это прямые убытки и для страны в целом. Металл мы покупаем за рубежом. Тратим деньги. И в то же время не можем навести порядок с учетом, хранением и сдачей лома. Для профилактики нарушений КГК Могилевской области в этом году провел 4 семинара для более чем 300 специалистов промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Мы напомнили о нормах законодательства, регулирующего обращение металлов, привели примеры вопиющей бесхозяйственности. И пообещали: нарушители будут строго наказаны. Результаты появились почти сразу: лом начали сдавать. Однако говорить о том, что все без исключения руководители предприятий прониклись остротой проблемы, пока рано.


Мнение по поводу


Заместитель генерального директора Государственного объединения «Белвтормет» Николай Бондарь:


— В прошлом году в стране было собрано полтора миллиона тонн лома черных металлов. Сегодня большинство предприятий и организаций стали более рачительно относиться к его сдаче государству. И все же факты бесхозяйственности встречаются: вроде и можно было бы сдать заготовителям кузов грузовика, а он валяется и вид машинного двора портит, пока его не унесут нечистые на руку люди. Потом такие дельцы пытаются либо нам сдать, либо в заготовительные организации Белкоопсоюза. Цена ведь немаленькая — за тонну стального лома частник получит 560 тысяч рублей.


Звонок на предприятие


Заместитель генерального директора Белорусского металлургического завода Виталий Чернель:


— Ежегодная потребность БМЗ в металлоломе — 2 миллиона 900 тысяч тонн. Белорусские заготовители в прошлом году поставили нам 1 миллион 170 тысяч тонн. Все остальное пришлось покупать в России. За счет железнодорожных тарифов российский лом обходится дороже белорусского — разница составляет от 20 до 50 долларов за тонну. Разумеется, нам выгоднее использовать отечественное сырье.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter