Железный чемпион

У поражения — вкус слез, у победы — вкус пота... Александр Курлович таких похожих «соленых» ощущений пережил много...
У поражения — вкус слез, у победы — вкус пота... Александр Курлович таких похожих «соленых» ощущений пережил много. Не о каждом из них он любит сегодня вспоминать. Но обойти стороной в разговоре события осени 1987–го я не мог. 20 лет назад молодой супертяжеловес из Гродно после двухлетнего вынужденного простоя вернулся в сборную Советского Союза. Да еще как! С ходу стал чемпионом мира, рекордсменом планеты. Резво потеснив признанных корифеев штанги, он потом почти десять лет не знал себе равных, хотя и не раз спотыкался. Курлович слетел с элитной орбиты так же неожиданно, как и взобрался на нее. Но в олимпийской тени оставался недолго. Самый титулованный белорусский тяжелоатлет с помоста не ушел — он просто пересел за судейский столик...

Белые и красные фонари

— И какой из вас, Александр, судья: жесткий, мягкий?

— Коллеги мне говорят, что я не строгий, при малейшем сомнении становлюсь на сторону спортсмена. Таким был и сразу, когда начинал, и теперь. С той лишь разницей, что на первых турнирах немного волновался, а потом освоился.

— Приоткройте дверь судейской кухни...

— Три арбитра сидят на помосте и после каждого подхода штангиста зажигают свет — белый или красный. Решение принято, когда есть большинство. Но еще нажимают на кнопки пять членов жюри, хотя зрители этого не видят. Иногда случается, что на столике включены все белые сигналы, а у судей — красные, или наоборот. Тогда предпочтение отдается жюри.

— Александр, недавно вы судили на чемпионате мира в Таиланде. Какие впечатления?

— Просто здорово, что наша сборная увезла оттуда две золотые, серебряную и бронзовую медали. Особо рад за двух Андреев — Рыбакова и Арямнова, они стали чемпионами. Хорошо смотрелся и Вадим Стрельцов, он мог занять и второе место, но судьи посчитали, что в момент взятия веса у него дрожали руки, и попытку не засчитали.

— Судейский ляп?

— Тут ситуация 50 на 50, на усмотрение арбитров, поэтому претензий к ним нет.

— А как бы поступили вы?

— Считай, что «бронзу» Вадим перековал бы в «серебро» (смеется). Кроме шуток, на чемпионатах Европы и мира допускается судейство, когда на помосте выступает соотечественник арбитра. Конечно, отступать от правил нельзя, но в спорных моментах субъективный фактор присутствует.

Рекорды на уколах

— Сами, когда выступали, часто страдали от судейских ошибок?

— Старался поднимать штангу без колебаний — попробуй тут вес не засчитать! Но бывали и просчеты. На Олимпиаде в Барселоне я уже досрочно выиграл первое место, но в толчке оставалась еще одна попытка. Заказал 250 килограммов, спокойно готовился. Видимо, тренеры на что–то отвлеклись и забыли обо мне. А отведенное для подхода время стремительно уходило, оставалось всего секунд десять. На помост уже не шел, а почти бежал. Вцепился в гриф штанги, зафиксировал ее на груди и поднял на вытянутых руках. Судьи подают два белых сигнала и один красный. В мою пользу, выходит. Но жюри, сославшись на просроченное время, вес не засчитало. Удостоился только аплодисментов зрителей.

— А какая Олимпиада больше всего запомнилась?

— Не стал бы выделять, все они до сих пор перед глазами. Так получалось, что мне сложнее приходилось до соревнований, когда мучили травмы. За семь дней до отъезда в Сеул у меня «выстрелило» колено. Боль адская, даже ходить нормально не мог. Ужасно расстроился. Со слезами на глазах позвонил из Хабаровска, где сборная СССР готовилась, домой, в Гродно. Говорю: сломался, ждите, скоро вернусь. Но мне повезло. Укол распрямил колено и через два дня боли уже не чувствовал. Перед Барселоной в 1992 году тоже сильно напрягался. Мало того что за моей спиной плелись всякие интриги — о них и вспоминать сегодня не хочется, так еще поясница беспокоила. Готовился снова на уколах. Когда до Олимпийских игр в Атланте оставалось полгода, сознательно перешел на щадящий режим. Ничего лишнего не делал, сверхнагрузок не допускал. На последнем сборе в Стайках, к сожалению, случилась беда: приседая с небольшим весом, 220 килограммов, травмировал паховую мышцу. Пришлось лечиться...

— Теперь анализируете, все ли правильно тогда делали, чтобы не допустить коварную травму?

— С годами мышцы теряют свойства, а мне тогда было уже 35 лет. Так что вряд ли сумел бы уберечь себя.

— Александр, а в каком возрасте почувствовали себя настоящим штангистом?

— К железу примерялся где–то с 10 лет, в 13 установил первый юношеский рекорд республики, кстати, весил тогда 48 килограммов. Ну а прорвало в 22. На Спартакиаде народов СССР выиграл у непобедимого украинца Анатолия Писаренко, установил мировой рекорд.

— Андрей Арямнов сейчас «выстрелил» в 19 лет. Может, зря парень форсирует события, подождал бы?

— Теперь другая ситуация. Международная федерация тяжелой атлетики намерена понизить планку юниорского возраста с 20 до 18 лет. Непросто будет молодому штангисту влиться в профи, но другого выхода нет. У Арямнова должно все получиться.

Со штангой по жизни

— Представляли себя без ежедневных тренировок, турниров, зарубежных поездок, сборной?

— То, что жизнь наступает другая, ощутил сразу. Раньше ведь все кружились надо мной — тренеры, администраторы, а тут я остался один. Было, конечно, непривычно. Но я не раскис, сразу определился, у какого берега брошу якорь. Сделал правильный выбор, что не ушел совсем из спорта. Судейство — это же не только работа на помосте, но и возможность продлить свой век в тяжелой атлетике, где осталось много друзей и знакомых. Штанга нас настолько связала, что всегда есть о чем поговорить, вспомнить былые годы.

— Многие замечают: Курлович сейчас изменился и не похож на того 130–килограммового богатыря, каким его запомнили. Как удалось войти в норму, так кардинально сбросить вес?

— Даже некоторые иностранные коллеги, давно не видевшие меня, не сразу узнавали. Секрет похудения прост: я хотя и завязал с профессиональным спортом, но продолжал поднимать штангу — не меньше часа в день. Конечно, нагрузки были уже не те, что раньше, их постепенно снижал. Сейчас тоже таскаю железо, но уже не с таким усердием. А свой вес проверяю постоянно, сегодня он 103 килограмма.

— Домашняя зарядка?

— А как же! Ежедневно 15 — 20 минут занимаюсь со штангой, весит она немного, 50 килограммов, но разминка получается неплохая. А еще постоянно хожу пешком. Свою машину специально ставлю на стоянке не возле дома, а подальше. Утром иду полчаса за ней, вечером — обратно.

— Езда на автомобиле, наверное, уже хобби?

— Не сказал бы, просто так удобнее передвигаться по городу.

— А какие же тогда увлечения?

— Так, всего понемногу. За компанию с удовольствием схожу в лес за грибами, могу порыбачить. Есть время — сижу за компьютером, а то и на диване полежу и телевизор посмотрю. Охоту не люблю — зверей жалко. Дачи тоже нет.

...Александр посматривал на часы, было видно, что торопился. «Завтра улетаю, а сумку еще не собрал. Когда вернусь, поговорим еще», — сказал он напоследок перед открытой дверью. Я же хотел спросить у него о многом, но не успел. А может, еще не время? Стоит ли теперь бередить старые раны? Да, в его спортивной жизни были не только золотые медали, мировые рекорды, огромные охапки роз, но и шипы, на которые он нарывался. Каких нервных клеток стоили Курловичу двухлетняя дисквалификация на заре карьеры, громкий конфликт с главным тренером сборной Василием Алексеевым, неожиданный «пролет» мимо чемпионата мира 1990 года, попытки недругов отодвинуть от олимпийской Барселоны, полный загадок допинговый скандал в Германии... Столько раз падал, все теряя, но вставал, снова доказывал, что он первый. И доказал! Только седина на голове говорит о тех черных полосах в жизни.

Любопытно

Александр Курлович установил 12 мировых рекордов в супертяжелой весовой категории. Наивысшие личные достижения: в рывке — 215 кг (1989 г.), в толчке — 260 кг (1987 г.), в сумме двоеборья — 472,5 кг (1987 г.).

Справка «СБ»

Александр Курлович родился 28 июля 1961 года в Гродно. Двукратный олимпийский чемпион в супертяжелой весовой категории (Сеул–1988, Барселона–1992). Участник Олимпийских игр (Атланта–1996, 5–е место). Четырехкратный чемпион мира (1987, 1989, 1991, 1994 гг.). Серебряный призер чемпионата мира (1983–й). Победитель Кубка мира (1994–й). Чемпион Европы (1989, 1990 гг.). Победитель Спартакиады народов СССР (1983, 1991 гг.).

Чемпион СССР (1983, 1989, 1991 гг.), СНГ (1992–й). Судья высшей международной категории. Член технического комитета Международной федерации тяжелой атлетики, член исполкома Европейской федерации тяжелой атлетики.

Фото автора и из архива.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter