“Железные ветераны” войны

В День Независимости по проспекту Машерова проедет уникальная техника, участвовавшая в боях Великой Отечественной войныПоследний парад с участием боевой техники проводился в белорусской столице в 2005 году в ознаменование 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Тогда по городу проехали современные танки и системы ПВО. В этом году парад обещает удивить зрителей уникальной техникой времен Отечественной воны. О непростом прошлом железных ветеранов узнавал корреспондент “НГ”.

Затопленная легенда
— Готовили машины очень долго, — рассказывает директор благотворительного фонда “Память Афгана” Александр Метла. Возглавляемая им организация совместно с комплексом “Линия Сталина” предоставит 9 единиц техники из 18, которые примут участие в параде. — Например, над легендарным танком БТ-7 механики Игорь Матюк, Владимир Якушев и Александр Миколуцкий работали круглыми сутками на протяжении месяца.
Прототип “тридцатьчетверки” во время войны называли “летающим”, и неспроста: боевая машина может двигаться как на гусеницах, так и на колесах, и развивает скорость до 80 километров в час. Без гусениц БТ-7 поедет и на параде. Министр обороны Леонид Мальцев был очень удивлен, когда увидел танк на колесах и признался, что наблюдает такое впервые. История у машины непростая. Ее выпустили в 1935 году. Танк воевал на далеком Халхинголе, успел поучаствовать в боях под Сенно и Лепелем.
— В 1941 году в  районе Орши танкисты попали в окружение и, уходя от неприятеля, затопили  машину в болоте, чтобы та не досталась врагу, — рассказывает Александр Метла. — На дне танк простоял целых 60 лет. Его нашли шкловские поисковики. После этого БТ-7 прошел полную реставрацию: его полностью разобрали и собрали заново. Установили мотор, который перед тем как попасть в танк, стоял на самолете и отлетал целых сто часов. А вот вмятину от крупнокалиберного пулемета сохранили на память.

Пушка, которая спасла Россию
Украшением парада станут уникальные пушки времен Великой Отечественной войны: легендарная 45-миллиметровка, к примеру, прошла всю войну и много раз ремонтировалась.
— Самая нелегкая судьба у 57-миллиметровой пушки ЗИС-2 и 76-миллиметровой ЗИС-3, — говорит Александр Метла. — Первое орудие разработал конструктор Василий Грабин в 1940 году. Пушка получилась настолько мощной, что часто прошивала броню неприятельского танка и не наносила при этом никакого вреда экипажу. ЗИС-2  была снята с производства в 1941 году. Правда, через год выпуск орудия пришлось возобновить.
Параллельно Грабин разработал еще более мощное оружие — 76-миллиметровую пушку ЗИС-3. Немцы усовершенствовали броню танков, и другие советские орудия с трудом могли ее пробить. После войны Иосиф Сталин сказал Грабину, что его пушка ЗИС-3 спасла Россию.

Оригинальная полуторка
Примет участие в параде и легендарная машина ГАЗ-А, которая сохранилась до наших дней полностью в оригинальном состоянии. Механик Михаил Оношко, который занимается полуторкой (так на фронте прозвали машину с грузоподъемностью в 1,5 тонны), не поменял в ней ни одной детали. Машина участвовала еще в финской войне.
Разумеется, парад не обойдется без легендарной машины реактивной артиллерии “катюши”.
— Установка БМ-13 участвовала в освобождении Беларуси, — рассказывает Александр Метла. — Музей Великой Отечественной войны передал ее в комплекс “Линия Сталина” без шасси, так как машина была уничтожена в бою. “Катюша” не раз участвовала в автопробегах, долгое время стояла в Орше. К сожалению, никто не знает ее боевых заслуг: оружие ведь дальнобойное, да и воевала “катюша” рядом с “коллегами” по цеху.
“Катюшу” повезет автомобиль ЗИС, стилизованный под американский “Студебеккер”. Дело в том, что “американцы” во время войны часто перевозили БМ-13, так как советских машин не хватало.
Военная академия предоставила для парада еще один культовый экспонат: легендарный танк Т-34, который участвовал в освобождении Минска.
Всего на параде будет представлено 18 единиц боевой техники, сохранившихся после Великой Отечественной войны. А вот ретро-самолеты на парад, к сожалению, не прилетят: практически все летательные аппараты находятся за границей у коллекционеров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter