Железные перспективы: какой путь развития выбирает белорусская промышленность

Железные перспективы

В условиях санкций важно определить место индустриального сектора в экономике и обществе и сформировать комплексную промышленную политику 

«Теперь все точно будет иначе», — еще в прошлом году прокомментировал пандемийный кризис Кеннет Рогофф, видный американский экономист и шахматный гроссмейстер. Один из авторов фундаментального труда об экономических коллапсах, он делал ключевой вывод: все финансовые катаклизмы за последние 800 лет развивались по схожим сценариям. Но эпидемия коронавируса, сдобренная другими факторами, преподнесла уникальную даже для Рогоффа ситуацию. Сегодня все страны переживают мучительный процесс переосмысления ранее, казалось бы, незыблемых парадигм. Иной раз пытаясь резкими внешнеполитическими действиями и санкциями удержаться в старом тренде. Хотя очевидно: успехи «сервисной» экономики остались в прошлом, отторгаемое либеральной общественностью промышленное производство показало свою значимость, идея мировых цепочек разделения труда дала трещину…

Комплексная тактика

Сейчас мир наблюдает комплексный кризис: экономический, финансовый, социальный, морально-этический… Да и пандемия оказалась вирусом не только физиологическим, но и идеологическим. И вынуждает нас переосмыслить многие мировоззренческие вопросы, взглянуть на них по-новому. 

Сегодня очевидно даже для неспециалистов, что во время так называемого идеального шторма, когда мировая экономика и целые сектора входили в пике, промышленность стала именно той надежной отраслью и партнером, который позволил нашему государству удержаться на докризисном уровне, не обрушить экономику и, как следствие, не допустить снижения уровня жизни наших граждан. 
Благодаря решению Главы государства не останавливать производства белорусская промышленность смогла выполнить все обязательства по контрактам, подтвердить свой статус надежного партнера на мировом рынке, удержать свои ниши и значительно их расширить, обеспечить экспортные поставки и приток валюты в страну. 

Мыслить по-новому 

Возможно, меня покритикуют за отраслевой эгоизм, но сегодняшняя ситуация ярко демонстрирует две тенденции. Во-первых, промышленное производство является основой экономики. Именно вокруг индустриального сектора формируется не только эффективный сектор услуг, но и развиваются компетенции в целом ряде смежных областей. Сегодня трактор — это не просто четырехколесная машина. В него закладываются опции, которые позволяют использовать современные аграрные технологии (в том числе и те, которые предлагает белорусская наука), беспилотные технологии, аналитическую составляющую, которую невозможно реализовать без IT-технологий и систем обработки больших баз данных. В Беларуси уникальная машиностроительная школа, в ней компетенции накапливались больше полувека. И наш машиностроительный комплекс способен стать центром притяжения для других отраслей, использовать их наработки для создания комплексных, законченных решений, которые обеспечивают и конкурентоспособность, и максимальную добавленную стоимость. 

Во-вторых, пандемия и последовавшее за ней внешнеполитическое обострение (не только на границе ЕС — ­ЕАЭС, но и в других регионах) ставит необходимость мыслить не только категориями эффективности, но и национальной безопасности. 
Любое партнерство необходимо рассматривать через призму надежности поставок, стараться ориентироваться на партнерство в рамках региональной интеграции, повышать локализацию, а зарубежные поставки диверсифицировать, формировать альтернативные каналы, в том числе логистические, предполагать разные вариации по расчетам. 

Скрытые причины 

Думаете, только из-за любви к демократии против нашей страны вводят санкции? Случайно под ограничения попали, например, наши МАЗ и ­БЕЛАЗ? Отнюдь. Еще до 2020 года эти предприятия развивались в стратегически верном ключе, заглядывали за горизонт, входили в сегменты перспективной продукции и в них становились конкурентами западным корпорациям. 

А эпидемиологический период показал, что наши компании умеют устойчиво работать в непростых условиях и многого стоят. Наш электротранспорт под маркой МАЗ занимает свою нишу как минимум на региональном рынке. ­БЕЛАЗ подходит к окончательному решению проблемы беспилотной техники, созданию автоматизированных систем для карьеров. И это делается не как дань моде. Это глубокая трансформация идеологии своей рыночной позиции, над которой ­БЕЛАЗ успешно работает, оказываясь впереди западных конкурентов. 

В этом и есть первопричина санкций. Первая — освободить рынок от чужаков, перераспределить финансовые потоки и собственность в пользу западных корпораций. Вторая — ударить по стране, развалить ее государственность, снизить потенциал и устранить конкурента. И мы активно противостоим санкционному давлению, используя все рычаги: юридические (с точки зрения европейского права введение ограничений беспочвенно), корпоративные (санкции бьют и по нашим западным партнерам), неформальные связи и другие ­инструменты. 

Глобальные цели 

Какой мы все видим Беларусь? Через год, десять, двадцать лет? Промышленно развитой, с собственным сельскохозяйственным производством или «общежитием дочек» транснациональных корпораций? Сегодня обществу надо снять розовые очки идей глобального гуманизма и справедливости (которые еще недавно широко пропагандировали различного рода либеральные эксперты и политики, но которых, по сути, никогда и не было) и задуматься о будущем рационально. 
И если мы хотим видеть Беларусь с современной, инновационной экономикой, то нам просто необходима собственная парадигма ее развития не на пятилетку, а на несколько десятилетий вперед. И тут нет промышленного эгоизма, в котором нас пытаются упрекать так называемые независимые эксперты. 
Мы, промышленники, всегда позитивно наблюдали за развитием IT, банковского и целого ряда других секторов экономики. Прекрасно, что эти сферы активно развивались за счет тесного сотрудничества с зарубежными клиентами и партнерами. Но смогут ли они и дальше показывать такую же динамику в условиях явно выраженного тренда на регионализацию? Или, может, им необходимо как минимум переформатировать вектор своих отношений и сконцентрироваться на создании длинных цепочек добавленной стоимости внутри национальной экономики, что позволит за счет синергии сформировать конечный продукт или услугу с высокой маржинальностью и конкурентоспособностью на рынках третьих стран? Именно в решении этой стратегической задачи мы видим миссию промышленности.

ЦИФРА

Одно рабочее место в сфере машиностроения в Беларуси создает от 8 до 12 рабочих мест в смежных областях, в том числе в частном секторе, включая малое и среднее предпринимательство.

Сергей ­ГУНЬКО, первый заместитель министра промышленности. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter