Железные игры

Рекорд мало установить — его нужно еще и удержать
Рекорд мало установить — его нужно еще и удержать

К сборной по тяжелой атлетике с недавних пор у нас внимание особое. Помимо того, что это, наверное, самая успешная в медальном плане наша команда, время от времени из ее стана приходят и новости совсем другого характера. Недавно тихую гладь спортивного озера взбаламутил очередной допинговый скандал: в применении запрещенных препаратов были уличены сразу три наши тяжелоатлетки — Татьяна Громыко, Ольга Недорезова и Валентина Ляховец. По международным правилам, если три и более атлетов из одной страны попались на допинге, то может быть дисквалифицирована вся команда. С нашей сборной подобное уже случалось, когда в апреле 1997 года сразу пятеро (!) представителей белорусской сборной «завалили» допинг–тест. Остается только порадоваться, что на сей раз чаша сия нас минула и сборная отделается большим штрафом и не меньшим испугом.

— В мое время, конечно, допинговый контроль был, но не такой серьезный, как сегодня, — рассуждает олимпийский чемпион Валерий Шарий, с которым удалось побеседовать на чемпионате страны по тяжелой атлетике, завершившемся в субботу. — Оно и понятно: аппаратура и наука в целом очень сильно шагнули вперед. И все же я противник столь жесткого контроля. Представители ВАДА уж слишком бесцеремонно вмешиваются в личную жизнь спортсменов, не удивлюсь, если скоро по квартирам ходить начнут. В мое время только на официальных соревнованиях брали пробы. На Олимпиаде в 1976–м, например, Христо Христов выиграл, а через год его дисквалифицировали. Пусть бы и сейчас так. И сегодня, и 30 лет назад употребляли запрещенные препараты по одной простой причине: есть желание заработать и прославиться. Премиальные сейчас хорошие, соблазн большой. Но наказывать надо обязательно и жестко. У нас ведь как: уличен спортсмен — страдает только он, а личный тренер обычно выходит сухим из воды. Так вот, надо наказывать и наставников, чтобы неповадно было.

С логикой Валерия Петровича трудно не согласиться. Кстати, на этот раз с провинившимися так и поступят. По словам главного тренера сборной Александра Гончарова, личные тренеры спортсменов, попавшихся на допинге, будут серьезно наказаны. Их переведут на менее престижные места работы, уменьшат зарплату и тренерскую категорию. Более того, как минимум на два года этим наставникам будет закрыт доступ в сборную. Помимо этого, спортсмен и тренер должны оплатить допинг–тесты, а это 2.900 долларов.

— Все это случилось из–за бездарного, безграмотного отношения личных тренеров к фармакологии, — уверен Александр Гончаров. — У них была задача любой ценой стать героями. К счастью, нашу команду все же не дисквалифицировали.

Вообще, на чемпионате страны о допинговом скандале никто даже не шепчет. Оно и понятно — тема не из приятных и наверняка на ее обсуждение наложено негласное табу. Тренеры, немногочисленные зрители обсуждают лишь ход соревнований. А они, к слову, получились довольно захватывающими. Ну кто ожидал, что открытие прошлого года, чемпион мира Андрей Арямнов, даже не попадет в призеры? В весовой категории до 105 килограммов Андрей занял лишь 4–е место, набрав в сумме всего 375 килограммов. Для сравнения: на чемпионате мира у Андрея были феноменальные 423 (!) килограмма.

— Довольно блеклое выступление Арямнова? Не удивляйтесь — после чемпионата мира парень отдыхал, — объясняет Александр Гончаров. — Ничего страшного в этом нет. Мы не форсируем подготовку Андрея, ведь до Пекина еще много времени. На Олимпиаде он предстанет в своей лучшей форме.

«Пролет» Арямнова мимо пьедестала стал главным сюрпризом соревнований. В остальных весовых категориях все расположились согласно ранжиру. Интересно, что Андрей Рыбаков нынче выступал в весе до 94 кг, в то время как на чемпионате мира он соревновался в категории до 85. «Нет необходимости «гонять» вес специально для таких соревнований, — считает Гончаров. — На Олимпиаде Андрей будет выступать в своей привычной категории».

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter