Железные гены

118-летняя  минчанка  Анна  Борисевич  готовится  к  операции  по  восстановлению  зрения  на  левом  глазу

118-летняя  минчанка  Анна  Борисевич  готовится  к  операции  по  восстановлению  зрения  на  левом  глазу

В июле прошлого года о ней узнала вся страна. Тогда благодаря уникальной операции старейшая долгожительница Беларуси прозрела после четырех лет слепоты. Сколько было шума! Подивиться на Анну Адамовну в Минск приезжали даже иностранные врачи и журналисты. Старушка к «ожившему» глазу быстро привыкла и на радостях даже обмолвилась: «Хочу, чтобы зрение было, как сто лет назад». И вот новость. Вскоре хирурги собираются восстановить второй глаз Анне Адамовне. 

— Операция возможна в самое ближайшее время, — говорит Игорь Пашкин, хирург-офтальмолог, главный врач клиники «Оптимед», кандидат медицинских наук. – Прошлым летом мы удалили катаракту с правого, более здорового глаза Анны Адамовны. Теперь задача сложнее. Но у нас появился факоэмульсификатор «Infiniti» последнего поколения, который удаляет самые плотные катаракты. Мы привезем Анну Адамовну в клинику, обследуем (ЭКГ, артериальное давление, анализ крови и т.д.). Если все в норме, то назначим день операции. Искусственный хрусталик, расходы на материалы, — естественно, для Анны Борисевич и на этот раз все будет бесплатно. Возвращение зрения столь пожилому пациенту – дело чести белорусских офтальмологов. 

Есть ли риск? По мнению Игоря Анатольевича, благодаря современному оборудованию он минимален. Операция безболезненна, выполняется под местной анестезией и длится всего 10 минут. Единственное неудобство – три-четыре недели глаза надо закапывать противовоспалительными каплями. 

Я решил проведать Анну Борисевич, которая годится мне в прапрапрабабушки. Удивительно: с момента нашей последней встречи прошел год, а она ничуть не изменилась. На моих глазах старушка ловко повязала платок на голову. 

— Да что платок. Мама сама одевается, умывается, даже на улицу выходит, — рассказывает ее дочь Нина Ипполитовна. – Правда, последнее время жалуется на боль в голове и часто лежит. Говорю ей: «Мама, вам двигаться надо». А она фыркает в ответ. Тяжело ей после воспаления легких. 

За последние полтора года долгожительница трижды ложилась в больницу с пневмонией. В ее-то годы! Но всякий раз болезнь отступала. В чем секрет железного здоровья? В 29-й столичной поликлинике я нашел участкового врача Анны Адамовны.

— Ничего подобного даже в книгах не читала, — говорит терапевт Любовь Майорова. — Давление у бабушки, как у космонавта, редко превышает 140 на 90. Гемоглобин, соя, лейкоциты – все в норме. Каким-то чудом ей удалось избежать старческих болезней: гипертонии, стенокардии, сахарного диабета, артроза. Если не смотреть в паспорт, то, как врач, я дала бы ее организму лет 80. Хотя, конечно, иные пациенты и в 60 лет чувствуют себя хуже. Наверное, разгадка в генах. Дочери Анны Адамовны никогда на здоровье не жалуются, в их роду нет серьезных болезней. 

Неужели всех этих фактов недостаточно для включения нашей Анны Борисевич в Книгу рекордов Гиннесса? Как одну из самых пожилых женщин и как самую старую пациентку в истории хирургии. Оказывается, ее все еще нет на страницах этого престижного издания. Зато имя Борисевич можно прочитать в Книге рекордов России, стран СНГ и Балтии «Диво». По версии последней редакции за 2005 год, белоруска — третья на постсоветском пространстве. Есть, оказывается, женщины в русских селениях, по сравнению с которыми наша Анна Борисевич – девочка. Например, Киц Яганова из Краснодарского края недавно отметила свое 128-летие. На три года младше ее Пасихат Джукалаева из чеченского села Итум-Кале. Однако и эти долгожительницы не попали в Книгу рекордов Гиннесса. В чем причина? 

— Оформить заявку на рекорд в Книгу рекордов Гиннесса не проблема, — говорит Александр Калинин, представитель Книги рекордов России, стран СНГ и Балтии «Диво» в Минске. — Для этого нужны свежие публикации в прессе. Вот вы напишите статью, я ее переведу на английский язык и отправлю в Лондон. Так поступил в прошлом году. Пока ответа нет. 

Александр Федотович рассказал, что в последнее время сроки рассмотрения заявок в редакции Книги рекордов Гиннесса увеличились до двух лет. Еще бы – ежегодно в тамошний отдел писем поступает более 100 тысяч обращений. Но есть еще одна проблема. Дело в том, что издание рассчитано в основном на англоязычных читателей. Поэтому иногда достижениям представителей славянских и других народов тяжело пробиться на ее страницы. Так произошло, например, с известным белорусским силачом Вячеславом Хоронеко, который поднимал пивную бочку 36 часов и побил рекорд ирландца (новый рекорд Вячеслава – 48 часов). В последнем издании Гиннесса номинации с поднятием пивной тары вовсе нет. К сожалению, исчез и раздел про долгожителей. Есть только номинация «Самая длинная жизнь». Француженка Жанна Луиза Кальман прожила 122 года (1875—1997 гг.). 

И все же есть шансы, что белорусская долгожительница попадет в Книгу рекордов Гиннесса в следующем году. Дождется ли она этого события? Это зависит не только от нее, но и от заботы окружающих, врачей, социальных работников. Не помешает, наверное, Анне Адамовне и финансовая помощь государства. Почему бы не разрешить ей бесплатно приобретать лекарства? Ведь для Беларуси ее уникальный возраст – это своего рода достояние. Им надо гордиться, и его надо беречь. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter