Железные договоренности

Вчера Президент посетил новый Осиповичский вагоностроительный завод...

Вчера Президент посетил новый Осиповичский вагоностроительный завод. Реализация крупного инвестиционного проекта с участием российского капитала сильно затянулась. Александр Лукашенко собрал совещание с участием инвесторов из российской компании «Гранд экспресс», а также целой группы высокопоставленных чиновников во главе с Премьер–министром, чтобы разобраться, в чем проблема и как ее решить. Итогом серьезного разговора стало обязательство руководства предприятия до конца года запустить его на полную мощность.


«Скажу прямо: не будете делать вы, мы от ваших услуг откажемся. Вагоностроительное производство в стране будет — вопрос с вами или с кем–то другим», — заявил Александр Лукашенко, выслушав все заинтересованные стороны. Справедливости ради нужно отметить, что в последнее время в Осиповичах наметились позитивные сдвиги: финансирование, которого не хватало, теперь нашлось — и есть все основания полагать, что никакие радикальные меры не понадобятся. Общий настрой участников совещания был позитивный, хотя все признали, что работать в ближайшие месяцы придется засучив рукава.


Вагонное производство на месте старого депо призвано было решить сразу несколько важных, не побоюсь этого слова, государственных задач. Во–первых, обеспечить внутренний рынок. Грузопотоки на перекрестке Европы, естественно, растут, а железнодорожный парк устаревает и покупать вагоны приходится за границей. Второй сильнейший стимул — возможность заработать валюту, проблем со сбытом осиповичской продукции быть не должно. Наконец, тысяча новых рабочих мест для небольшого города лишними точно не будут.


Вроде бы кругом сплошные достоинства. Но почему–то все пошло не так, как изначально было задумано. «Определили условия реализации этого инвестпроекта, источники финансирования. Оговорили сроки ввода в строй мощностей. Наметили меры по развитию социальной сферы для привлечения и закрепления квалифицированных специалистов. И что в итоге? — возмутился Президент. — А на самом деле мы имеем долгострой».


Первая очередь завода запущена. В этом году сделано 130 танк–контейнеров. Но здесь нужно добавить «всего», потому что запланированное годовое производство этого вида продукции — 700 штук. Вторая очередь еще в процессе строительства...


Осиповичский завод в своем роде пилотный инвестпроект, лакмусовая бумажка. Как пойдет сотрудничество с иностранцами? Выполнят ли они свои обязательства? Останутся ли довольны белорусскими условиями ведения бизнеса? И так далее. Частнику вроде бы был предоставлен беспроигрышный бизнес. Однако сказать, что все пошло гладко, увы, нельзя. Свои обязательства, зафиксированные документально, в полной мере инвестор не выполнил.


«Авторы этого долгостроя, — констатировал Александр Лукашенко, — это родной монополист (доля Белорусской железной дороги в уставном капитале вагоностроительного завода — 26 процентов, остальное у российского «Гранд экспресс». — Прим. И.К.) и частное предприятие, которое так пылко хотело развернуть здесь производство. Просили дополнительное время, льготы — все получили. Но сроки завершения строительства неоднократно переносились в основном из–за недостаточного финансирования. Я бы добавил сюда: из–за нерасторопности и разгильдяйства».


«Получается абсурд — фактически я должен частное предприятие подталкивать к тому, чтобы оно быстрее и больше зарабатывало денег», — заметил Президент.


Вагонов делается недостаточно, стройка отстает по срокам, а рентабельность производства — минус 50 процентов. Понятно, это связано с тем, что новый бизнес на наших глазах только зарождается. И все же... Ну разве не странно, что на огромных площадях в Осиповичах сейчас работает относительно небольшая бригада строителей, тогда когда их нужно в два раза больше. «Строителей же девать некуда, — говорит Александр Лукашенко. — Сокращаются строительные объекты по одним направлениям, можно направить их сюда...»


Премьер–министр Михаил Мясникович рассказал, что государство обеспечило очень благоприятные условия для осиповичского инвестпроекта. Это реальный пример государственно–частного партнерства. Вплоть до того, что Правительство пошло на беспрецедентный шаг — была выдана правительственная гарантия на банковский кредит на 63,5 миллиона долларов (общая цена инвестпроекта — 130 миллионов долларов). Собственно, этот кредит и позволяет надеяться, что в конечном итоге в Беларуси появится именно такое предприятие, какое задумывалось.


Но Премьер–министр напоминает, что первоначально договаривались реализовать проект за счет средств инвесторов. Однако они по ходу серьезно скорректировали стратегию. Деньги заводу были выделены «Гранд экспрессом» под большие проценты. «Государство взяло на себя все риски, а инвестор фактически ничем не рискует, — считает он. — Даже взятый кредит обеспечен имуществом завода. В таком случае говорить в классическом смысле о прямых инвестициях нельзя».


Конкретное предложение Правительства сейчас: ввести в наблюдательный совет спецпредставителя государства. Для уверенности, что все намеченное будет выполнено до конца года.


Кроме того, Правительство подстраховалось. Не может целая страна зависеть от одного инвестора. Уже создан и набирает размах вагоностроительный завод в Могилеве. Пока в могилевских вагонах еще великовата доля импортных комплектующих. Но в течение полутора–двух лет этот завод должен самостоятельно производить весь спектр деталей.


Поэтому без вагонов Беларусь не останется. Но уникальность осиповичского предприятия, созданного на базе местного депо, в том, чтобы уйти от старых советских технологий и производить продукт, который будет конкурентоспособным не только на постсоветском пространстве, но также и в Евросоюзе.


...Помимо вопросов развития промышленности, Президент во время рабочей поездки в Могилевскую область анализировал ход уборочной кампании, акцентируя внимание на качестве работ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter