Железное ядро прекрасной женщины

Интервью с оттенком грусти

Интервью с оттенком грусти


Появления Янины ПРОВАЛИНСКОЙ–КОРОЛЬЧИК в секторе гродненского стадиона «Неман» ждали с особым нетерпением. Для нее, победительницы Олимпиады–2000, чемпионат страны был своего рода моментом истины. Именно здесь в споре трех давних соперниц решалась судьба двух вакантных мест в отправляющейся в Пекин команде. Третье еще после возвращения с Кубка Европы заняла молодая пинчанка Юлия Леонтюк. Как оказалось, ее 19,43 вытеснили из обоймы именно олимпийскую чемпионку... И как минимум до конца нынешнего сезона: турнир на призы Михаила Желобовского стал для Янины последним стартом 2008 года. Года, так и не ставшего для нее олимпийским...


— Это — спорт, — несмотря на то что от «зачетного» второго места Яну отделили почти 2 метра, сектор она покинула с улыбкой — как и подобает чемпионке. — Таковы правила: любой спортсмен, помимо всего прочего, должен уметь и проигрывать. Но рассчитывала, чего таить, на большее. Силы–то хватает. А вот техника... Сам посуди: я показываю такие результаты, что толкнуть ядро на эти метры можно едва ли не с места — без всякого движения. Значит, скачка, придающего снаряду дополнительный импульс, просто нет. Работают только руки.


— А почему так? Ты ведь это не только на чемпионате увидела.


— Да у меня и раньше такое случалось. Еще перед той, сиднейской, Олимпиадой. Могла в одной попытке ядро под 20 метров без труда затолкнуть, а в следующей зажаться и даже до 18–метровой отметки не добросить. В Гродно, похоже, именно такой вариант и случился. Но есть и позитив: потенциально я все еще способна показывать очень хорошие результаты.


— Так или иначе, но на Олимпиаду Провалинская–Корольчик не едет, и кое–кому на этой волне не терпится поставить точку в твоей карьере... Что сама по этому поводу думаешь?


— Думаю, что на Пекине спорт не заканчивается. Буду дальше тренироваться. Лондон–2012? Почему бы и нет? Да и кроме него стартов еще хватает: чемпионат мира, чемпионат Европы... В прошлом году на зимнем «мире» первые броски у меня очень неплохие вышли — под 20 метров. Но я в круге не удержалась, а потом все разладилось. Теперь у меня есть время, чтобы вновь попытаться собрать все воедино.


— Неужели за все время твоего трехлетнего перерыва даже не рассматривала вариантов неспортивного трудоустройства?


— Нет, конечно. Да и не так много вариантов этих. Тренером? В наше время это очень трудно. Даже не представляю, где бы я искала учеников... Поэтому решила твердо: пока позволяет здоровье, буду пытаться реализовать себя в спорте! Какие мои годы? Вы посмотрите на наших «старожилов» вроде Ирины Ятченко! Я на их фоне вообще юниорка.


— А тут еще результаты в женском ядре за последние 8 лет почти не изменились. Так ведь?


— Немного выросли, но те метры, которые показывают на турнирах невысокого ранга или тем более тренировках, имеют мало общего с Олимпиадами. Там что–то предугадать вообще невозможно. Я, например, совершенно не удивлюсь, если в Пекине «выстрелит» кто–нибудь из китаянок. Безусловными лидерами они, конечно, не являются, но в прошлом году в финале чемпионата мира в Осаке было сразу три представительницы этой страны. Это ведь о чем–то да говорит... Тем более что выступать они будут дома, а Китай очень серьезно подходит к вопросу завоевания рекордного числа медалей.


— Предполагаешь, что китаянкам будет помогать не только поддержка трибун?


— Нет... По крайней мере, не в нашем виде спорта. Это в спортивной ходьбе с ее субъективностью «вытащить» нужного спортсмена достаточно просто. А в метаниях все куда более однозначно: ядро такие следы на земле оставляет — не ошибешься. Впрочем, свои секреты есть и здесь. Вспомните, как на чемпионате Европы в Гетеборге судья после толчка Павла Лыжина раньше времени вынул из лунки колышек, по которому засекается расстояние. Попытку не засчитали, пришлось повторять, а показать подряд два одинаково сильных результата крайне сложно. Да мало ли есть способов «нечаянно» вывести человека из себя или просто нарушить его настрой! А на таком уровне иногда даже один–единственный сантиметр может коренным образом изменить состав призовой тройки!


— Выходит, самым ценным качеством в Пекине будут железные нервы?


— Психологическая устойчивость всегда важна. Но при этом не стоит забывать и о том, что в секторе повсюду установлены видеокамеры. Записывается каждый шаг как спортсменов, так и судей. И поэтому, если возникает спорная ситуация, нужно сразу подавать протест. Мелочей на таком уровне не бывает.


— Про такие «мелочи», которых не хватает обычно в самый ответственный момент, может, наверное, много рассказать Надежда Остапчук.


— Да, она несколько раз останавливалась в шаге от вершины. Но не стоит искать в этом какие–то психологические проблемы. Я еще не встречала человека, который, приехав на Олимпиаду, смог бы оставаться таким же спокойным, как на тренировке.


— Кстати, ты ведь тренируешься вместе с Надеждой у Александра Ефимова. Как уживаются две конкурентки под одной крышей?


— Мы давно вместе готовимся. Уже скоро 10 лет будет. Но как–то так получается, что кто–то из нас раньше приходит, кто–то позже... Только штангу вместе «тягаем». Привет, пока — вот и все общение. Наверное, поэтому и накануне нынешнего отбора никаких трений не возникало.


— А у тебя после возвращения в сектор не появлялось такого ощущения, что в тебя попросту не верят ни конкурентки, ни специалисты, ни болельщики?


— Ну это ведь их дело, правда? Главное, чтобы сам человек верил в свои силы. Это спорт, и в нем так было всегда. Если ты едешь на какие–то соревнования и выступаешь плохо, то начинаются такие разговоры, что, мол, пора бы о молодых вспомнить. Это нормальное положение дел.


— И как тебе в таком случае наша молодежь?


— Скажу так: пусть дерзают. Возможностей у них сейчас предостаточно. Олимпийские игры, например...


— Это ты про Леонтюк говоришь?


— Ну да. Остальные максимум на Кубке Европы выступать могут: чемпионат мира или Олимпиада для них пока слишком высокая планка. Ситуация, кстати, очень странная: по ходу сезона девчонки имеют хорошие результаты, а как дело доходит до серьезного старта — никак не могут показать «свои» метры.


— Почему?


— Тут, на мой взгляд, две причины. Во–первых, нервы. На крупных соревнованиях выступают не 8, а 20 — 30 спортсменок. Причем неплохого уровня. И выдержать это давление, убедить себя, что ты — лучше их, очень непросто. Нужен опыт. Вторая причина — физическая форма. На крупных стартах приходится выступать не один день, проходить квалификацию и многие просто не выдерживают... Впрочем, это тоже можно исправить.


— Спасибо за интервью. Хочу заверить вас от себя и читателей, что Янина Корольчик остается для нас самой красивой женщиной в мире!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter