Железная женская логика

Есть актрисы, которые всю свою жизнь сохраняют такой подкупающий азарт и запал, что невольно попадешь под влияние их энергетики...
Есть актрисы, которые всю свою жизнь сохраняют такой подкупающий азарт и запал, что невольно попадешь под влияние их энергетики. В этой энергетике нет ничего искусственного, нет натужного светского лоска иных богемных дамочек. Наоборот, во всем чувствуется природа и естественность. В обществе такой женщины не хочется ныть или жаловаться на жизнь. А хочется выпрямить позвоночник и соответствовать... Марк Захаров рассказывал, как, всю ночь отыграв в преферанс с неизменным «Беломором», Татьяна Пельтцер выходила на съемочную площадку фильма «Формула любви» — всегда в отличном расположении духа — и показывала такой класс актерской игры, что у молодых коллег захватывало дух. Надежда Румянцева однажды вступила в настоящий бой с грабителями, ворвавшимися в ее квартиру. Лия Ахеджакова после длительного молчания в кино снялась в спорном фильме «Изображая жертву», потому что сумела мужественно признать: прежнего кинематографа не будет... Наверное, это и есть ключевое в таких женщинах — смелость и отсутствие боязни брать ответственность на себя.

Такой мне показалась и заслуженная артистка Беларуси Вера Кавалерова, наша знаменитая и единственная травести Белорусского республиканского театра юного зрителя. В ее послужном списке — более 100 ролей. Она уже давно вышла из своего амплуа, играла классику и антрепризы — «Двое на качелях», «Дом Бернарды Альбы», «Эрнест», «№ 13»... «Травести театру очень нужны, — признавалась Вера Ильинична в одном из интервью. — Однако, когда появляются актеры с подходящими данными, их такое амплуа не прельщает: все хотят быть героями, героинями, леди Макбет, Ромео и Джульеттами»...

— Вера Ильинична, если вы не против, поговорим о дне сегодняшнем?

— Слава Богу! А то я уже устала рассказывать, как дошла до жизни такой (смеется).

— Слышал, вы заядлая дачница. Талантливый актер талантлив во всем?

— Даже не знаю. По крайней мере, говорят, что грядки я пропалываю гениально. А вообще–то в нашем поселке меня зовут Церетели. Потому что я все время что–то строю, что–то воздвигаю... Просто я стала строить каменные опорные стенки, чтобы не размывало землю под участком. Мы купили недостроенный брошенный дом в молодечненском направлении. Теперь на мне все бетонные работы... А вообще–то я успела поработать на дачах многих наших уважаемых артистов.

— Для вас лето — это время отдыха, скуки или ожидания нового сезона?

— Нет, я вообще не понимаю, что такое скука. У меня много хобби. Я обязательно что–нибудь придумаю. Например, во время работы во Львовском театре Советской Армии по ночам учила польский язык. И довольно успешно.

— Скажите, вы согласны с репертуарной политикой ТЮЗа?

— К сожалению, складывается такое ощущение, что у нас во многом какой–то случайный репертуар. Мне это не очень понятно. Я давно говорила на эту тему с главным режиссером Натальей Башевой — еще когда она не была в этой должности. Поднимала тему долгосрочности репертуара... Все большие мастера репертуарную политику ведут таким образом, что каждый актер знает работу, которая его ждет в ближайшие 5 лет. А сейчас у нас 30 процентов актеров труппы вообще никак не заняты. Хотя, конечно, театр юный, при деле в основном молодые актеры. Но молодым ведь нужно учиться на примерах... Впрочем, одна молодая актриса как–то сказала: «А у кого здесь учиться?»

— На ваш взгляд, это единичный случай или черта нового поколения?

— Есть люди, которых профессия либо интересует, либо нет. Думаете, среди старшего поколения мало артистов, которые равнодушны к профессии? Актеры нередко пребывают, скажем так, в расслабленном состоянии. И если нет лидера — все идет наперекосяк. Режиссура — это такое глубинное знание жизни, это такой неординарный взгляд на все. Режиссером надо родиться. Это не жажда прославиться или заработать другие деньги.

— Та фраза молодой актрисы вас покоробила?

— Да, это как–то странно, но не будем обобщать. Есть и другие молодые, которые выбирают себе наставников. Без них невозможно. Я когда–то выбрала себе в этом качестве Михаила Петрова. И действительно, он оказался очень интересным педагогом. Я могла задать ему абсолютно любой вопрос. Как–то я работала в сказке над маленьким эпизодом — это была роль Лиса, и у меня ничего не получалось. Никак не могла найти ключ к роли. Было непонятно, почему лис, а не лиса? Меня это напрягало. Я говорю: «Миша, приди, пожалуйста, посмотри». Он посмотрел. И после этого специально пошел к охотникам и расспросил их. Оказалось, что убить лиса практически невозможно. Он просчитывает ходы человека на пятнадцать шагов вперед. Убить лиса для охотника — это высший пилотаж. Из этого неожиданно и родилось решение роли, ее пластика.

— А у вас есть любимый спектакль из последних?

— Нет, из последних нет. Мне кажется, эти категории «нравится — не нравится» для профессионала неправильные. Но честно скажу, что спектакля, который грел бы душу, сегодня нет.

— Позволите личный вопрос? В титрах знаменитого фильма «Республика Шкид» значится некий Александр Кавалеров, сыгравший роль Мамочки...

— Да, это мой муж. Я ушла от него, когда сыну был год. Правда, пробовала предпринять вторую попытку, но ничего не получилось.

— Определили для себя рецепт семейного счастья?

— Нет. Просто одним везет меньше, другим — больше. Признаться, я видела очень мало счастливых семей. В глубине души каждый человек остается одинок. Нужно любить людей за недостатки, а это не каждому по силам. Этому нужно учиться. Видимо, я — не мудрая женщина. Я — хорошая бабушка и свекровь, но плохая жена. Я не смогла отучить мужа, например, от пьянства.

— А как не потерять веру в себя в кризисные моменты?

— Мне кажется, теряют веру в себя эгоисты. Я для себя определила, что отчаяние — это своеобразная оборотная сторона эгоизма.

— Интересный взгляд... А различные звания культивируют актерский эгоизм? Что они для вас значат?

— Для меня ничего, кроме ответственности. Что, разве от звания актер становится более талантливым? Играет лучше? Однажды у себя в Малиновке (минский микрорайон. — В.П.) ехала в автобусе. Неожиданно ко мне повернулась женщина и задала вопрос: «А что, народные артисты тоже ездят в общественном транспорте?» Слава Богу, я не имею привычки краснеть, иначе просто провалилась бы сквозь землю. Я ответила: «Народные — нет. А заслуженные — вполне». И рассмеялась.

— Желаем вам больше поводов для смеха и спасибо за ваши роли!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter