Лидеры 27 стран Евросоюза подписали в Риме декларацию, подтвердив стремление сохранить единую Европу так, как ее видят в Берлине

Железная рука Меркель

Канцлер ФРГ Ангела Меркель железной рукой остановила период разброда и шатаний в ЕС. Лидеры всех 27 стран Евросоюза подписали в Риме декларацию, подтвердив стремление сохранить единую Европу так, как ее видят в Берлине. Ее не остановила ни фронда польского премьер–министра Беаты Шидло и других евроскептиков, которые грозились заблокировать декларацию. Ни внутренние политические противники из числа правых националистов, которые грозятся дать бой на предстоящих выборах. Ни акции протестов, в которых приняли участие до двадцати пяти тысяч как противников, так и сторонников объединенной Европы. Что до последних, то 120 участников митинга «Евростоп» были просто превентивно задержаны в связи с возможной угрозой беспорядков. Так что никто и ничего не мешало в минувшие выходные в Вечном городе устанавливать новый европейский порядок.

Фото РЕЙТЕР

Уверенности Ангеле Меркель придала и победа на внутреннем политическом фронте. Христианско–демократический союз (ХДС), председателем которого является канцлер, одержал более чем убедительную победу на выборах в ландтаг федеральной земли Саар. Это первые из трех выборов в земельные парламенты, которые станут тестом на способность Меркель удержать властные позиции. Хотя надо еще дождаться майских выборов в 18–миллионной земле Северный Рейн — Вестфалия — партия, побеждавшая здесь, становилась и лидером на всеобщих парламентских выборах. Но все же именно 800 тысяч избирателей крошечной Саар, похоже, проложили путь новой тенденции. Правящая партия завоевала здесь почти 40% голосов, в то время как «Альтернатива для Германии», которой так пугают Меркель, набрала всего лишь 6%. Внутренняя легитимность дает Меркель козыри и на внешней арене.

И вот тут главная битва для Меркель разворачивалась как раз на подмостках римского Капитолия. Конечно, декларация, которую подписали лидеры ЕС, — это всего лишь декларация. Главные события будут происходить тогда, когда страны Евросоюза приступят к разработке конкретной программы действий дальнейшего развития ЕС. И все же даже сейчас видно, что импульс, заданный брекситом, постепенно затихает.

По данным последнего опроса, 50% респондентов, отвечая на вопрос о будущем Евросоюза, назвали себя еврооптимистами, а европессимистами — 44%. Да, достаточно какого–то дополнительного негативного фактора, чтобы перевес оказался на стороне европессимистов, голосующих за выход из ЕС.

Существуют всего четыре таких «перевеса», способных раскачать европейскую лодку. Это дальнейшее развитие миграционного кризиса. Ухудшение экономического положения. Недоверие граждан к элитам. И вытекающий отсюда дефицит демократии — политика, далекая от народа.

Ангела Меркель на саммите призналась в своих ошибках. «Мы позволили себе свободу передвижения, но не подумали о защите внешних границ. И не сделали единую валюту стойкой к внешним воздействиям», — констатировала она. Из этих слов видно, на чем она будет строить дальнейшее развитие Европейского союза. Сильные границы и сильный евро. Кроме того, она пообещала сохранить единый рынок.

Этого было достаточно, чтобы премьер–министр Польши Беата Шидло с улыбкой под камеры поставила свою подпись под Римской декларацией. Для малых и средних стран выход из единого внутреннего рынка и потеря финансовых ресурсов чреваты катастрофой.

Какой же вывод можно сделать из этой римской репетиции нового развития ЕС? Как написали немецкие СМИ, проект Запада требует ремонта, и последние события доказали, что Ангела Меркель способна его осуществить.

Нормативный проект, основанный лишь на правах человека, ярко проявил поля напряжения даже внутри Евросоюза. Скажем, если европейские политики признают универсальность этого принципа, то надо признавать, что права беженцев точно такие же, как и собственные, к чему граждане ЕС не готовы.

И второе. Свободная торговля, лежащая в основе ЕС, привела к разделению Евросоюза на передовые и периферийные страны. Но обеднение и отсталость регионов и целых стран, как признает директор института немецкой экономики в Кельне Михаэль Хютер, — не могут быть реальностью успешного Запада.

Так что одного только рассказа о западно–трансатлантических ценностях, о вечном мире и универсальных правах человека, которые продвигал Брюссель, недостаточно. Должен быть европейский проект, применимый к жизни.

Именно такого приближения к жизни и требовали от лидеров ЕС вышедшие на улицы Вечного города протестующие. Экстремистов отсекали дубинками. Но большинство граждан протестовали вовсе не против ЕС. Они выступали против союза элит и требовали союза для народов. Такого союза, который улучшил бы экономическое состояние граждан, а не только трансатлантических компаний. И эту задачу Германии, экономическому локомотиву ЕС, тоже по плечу выполнить.

romanova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter