Экономист из Молодечно Оксана Кирилюк виртуозно владеет кузнечным молотом

Железная леди

Частная кузница Оксаны Кирилюк в Молодечно — внушительных размеров помещение с высокими потолками, в котором в двадцатиградусный мороз можно согреться разве что у горна. 


Холодное пространство оживает, как только в нем появляется хозяйка: Оксана присоединяет кабель к мобильному телефону — и в мощных колонках, спрятанных от пыли под полиэтиленовой пленкой, звучит... Шопен.

Вот–вот в работу включится огромный «метроном»: почти восьмитонный пневматический молот, под тяжестью которого раскаленное докрасна железо формуется, словно пластилин, будет стучать в такт вальсу великого композитора. Каждый уголок кузницы наполнится особой музыкой — шумной, индустриальной и в то же время романтичной, как и сама Оксана Кирилюк. Кузнец, демонстрирующий, что в этой прекрасной творческой профессии женщине самое место. 


Не хочется говорить, будто Оксана развенчивает устоявшиеся стереотипы. Она вообще не из тех, кто привык что–то кому–то доказывать. Говорит, просто занимается делом, которое любит и которому готова посвятить всю себя. Сегодня она — «железная леди», ловко орудующая молотом, садовник, способный «вырастить» из металлического прута розу или выковать ветку виноградной лозы.

А пришла она в кузницу после нескольких лет работы экономистом: в ее трудовой книжке есть записи о работе на совместном белорусско–голландском швейном предприятии, в отделе внешнеэкономической деятельности предприятия «Электромодуль», в колледже Белкоопсоюза.

— Однажды я поняла, что не хочу проживать жизнь, придуманную не мной. И все разом изменила. Сейчас взахлеб делаю свою работу, понимаете? Это же не просто способ заработать деньги. Я получаю удовольствие от проживания момента, от соприкосновения со стихиями — огнем, металлом. 


Оксана чиркает спичкой — и в горне вспыхивает пламя. К музыке кузницы добавляется еще одна партия — шум поддува. Мы вдыхаем запах дыма, а Оксана тем временем подбрасывает угля.

— Всегда можно переучиться. Я часто слышала о себе: раз могу заниматься любимым делом, значит, у меня муж — олигарх. Нет! Все своими силами. Просто к переменам в жизни нужно подготовиться: отложил сумму, которой тебе хватит на полгода, и все, прекращай заниматься неинтересным, учись чему–то новому. И вообще не стоит долго думать: раздумья необдуманности ради — пройденный этап. Победа любит подготовку. Делайте план. Я все фиксирую на бумаге. А потом стараюсь по пунктам избавляться от лишнего.

Оксана берет в руки клещи, зажимает ими кусок железа — и вот уже языки пламени танцуют вокруг металла, раскаляя его докрасна. Кузнец включает молот и кладет раскаленный кусок железа между бойками. Теперь солирует огромный гудящий механизм: одной ногой Оксана нажимает на педаль, и молот отрывистым стаккато бьет по детали. Удар, еще удар — из железа кузнец формирует тонкий лепесток. Пока это лишь заготовка, над ней еще придется потрудиться вручную. Но и такие небольшие лепестки коллеги Оксаны предпочитают делать на «семидесятках» — молотах поменьше. «Помощник» Оксаны более чем в два раза тяжелее.

— Серьезная штука, на нем идет 80 процентов работы. Бытует мнение, что чем тяжелее молот, тем меньше мелкой работы можно на нем делать. Нет. Если ты понимаешь, как он устроен, и если механизм хорошо отрегулирован — можно выполнять практически ювелирную работу. Здесь сила удара конкретная, но я приловчилась. Вообще, когда начинала работать, ходила по лезвию ножа. Мужчины, у которых училась, как–то не акцентировали внимание на технике безопасности. А мне в голову не приходило, что может быть форс–мажорная ситуация! В итоге все испытывала на себе: случалось, и волосы дрелью вырывало. Но сейчас, конечно, есть опыт и сноровка. В отличие от многих коллег–кузнецов я предпочитаю работать килограммовым или 800–граммовым молотком. Мужчины часто форсируют силой: они работают большими молотками по два с половиной килограмма, при этом довольно плохо прогревают железо. Я же стараюсь его хорошо раскалить — и оно поддается. Попробуете? 


Оксана протягивает железный прут. Ее энтузиазм заразителен: недолго думая, беру в руки арматуру и превращаюсь в подмастерье. Слежу за каждым движением учителя: сначала раскалить прут. Потом двойными ударами молотка немного вытянуть и заострить его. А затем согнуть так, чтобы железный стебель повторил форму живого растения.

— Берите вот этот, с желтыми полосками — самый результативный мой инструмент, — указывает мастер на небольшой старенький молоток. — Я не заморачиваюсь внешним видом инструментов, могу ковать камнем на камне. Мне все равно, с помощью чего будет исполнен замысел: художник может написать картину акварелью, углем, гуашью... Главное — результат. Разогрейте–ка еще вот эту часть, видите, появился небольшой залом, но он исчезнет, если удары наносить вот сюда.

И действительно, прут поддается, и под молотком рождается небольшой симпатичный завиток. Вот она, железная сказка! Оказывается, ковка — невероятно увлекательное занятие!

— Результат — это лишь маленькая часть. Процесс должен доставлять удовольствие, — рассуждает Оксана. — Это всегда познание, соприкосновение, дорога, путь. Это, по сути, приключение. Понимаете? Я хочу создать парк скульптур. На вырученные деньги построила бы приют для лошадей. Возможен даже такой обмен: я делаю парк, а кто–то приют. Туда можно будет прийти и пообщаться с лошадьми. Понять, насколько лошади умные. Именно они когда–то привели меня в кузницу. Я 15 лет назад спасла беременную кобылу, которую должны были отправить на мясокомбинат. Арендовала для нее конюшню. Разгружала сено, чистила стойло. Помещения под конюшни часто приходилось ремонтировать. Бывало, требовался сварщик — я решила освоить и это непростое дело. А когда пришла на практику в железнодорожное депо и забрела в кузницу — поняла, что это мое. Настоящее. И с этим уже никогда не расстанусь!

А есть ли в России девушки–кузнецы?


При нынешних кузнечных технологиях «художнику по металлу» уже не требуются мускулы, тем не менее женщина–кузнец в России — большая редкость. В Туле работает у горна и наковальни 37–летняя Наталья Забелина, кующая в прямом смысле оружие для мужчин. А в подмосковном Королеве очень известна Маша Архангельская, которая с 16 лет участвует в выставках кузнецов–оружейников, проходящих дважды в год в Москве. Единственной женщиной–кузнецом в Сибири называют Анну Мельгизину, она, кстати, возглавляет некоммерческую организацию художников–кузнецов Алтайского края.

meleshko@sb.by

Советская Белоруссия № 54 (24936). Четверг, 24 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter