И все-таки почему она позвонила? О звонке Меркель

Железная фрау

Ситуация с беженцами на польской границе обостряет внутренние скрытые разногласия между европейскими странами и политическими элитами. Ярким примером проявления такой ожесточенной борьбы стал «накат» на Ангелу Меркель за ее позицию по беженцам и телефонные разговоры с Владимиром Путиным и Александром Лукашенко. Действия госпожи канцлера в Евросоюзе и ФРГ восприняли неоднозначно. Страны Балтии и Польша выступили с резкой критикой такого немецкого «демарша». Варшава и Вильнюс заявили, что являются сторонами-участницами данного конфликта и без них вопрос не может решаться…


Сигнал для всех 

Пресс-секретарь Президента Беларуси Наталья Эйсмонт в эфире программы «Главный. Тур» 20 ноября поделилась мнением, которое поддерживают очень многие: 

— Ангела Меркель — одна из немногих европейских политиков, которая сейчас стремится каким-либо образом разрешить ситуацию с беженцами. 

Проблема в том, что после телефонного звонка белорусскому лидеру на Меркель обрушился шквал критики, хотя между политиками состоялся обычный рабочий разговор, в ходе которого обсуждались конкретные реальные проблемы. Вместе с тем депутат фракции «зеленых» и член комитета бундестага по международным делам Омид Нурипур назвал эти переговоры ужасным сигналом. Он отметил, что Европейский союз не признает Лукашенко легитимным ­президентом Беларуси, однако Меркель, проведя телефонный разговор, фактически сделала это признание. 

Такого же мнения придерживаются и в Эстонии: председатель комиссии по иностранным делам парламента Эстонии Марко Михкельсон назвал пере­говоры Меркель и Лукашенко серьезным разочарованием именно по той причине, что за ними агрессивно настроенный Запад увидел официальное признание Александра Лукашенко лидером страны. 

Настоящая истерика случилась и в Германии. Самая массовая и самая желтая немецкая газета Bild о первом звонке между Берлином и Минском сообщила материалом под громким заголовком «Меркель оскорбила Европу!» и расценила как «дипломатический скандал под конец ее пребывания в должности». 

Издание процитировало неназванного польского дипломата в Брюсселе, который сообщил, что Польша, Литва и Латвия «разгневаны тем, что немецкий канцлер за их спиной по просьбе одного гангстера, Путина, разговаривает по телефону с другим гангстером, Лукашенко, и обсуждает с ним наши дела».

Редакция также заверила, что располагает точной информацией относительно первого разговора, которого добивался именно Лукашенко: «Деспот, применяющий пытки и фальсифицирующий выборы, хотел, чтобы канцлер выступила в роли посредника, и он это, видимо, согласовал с российским вождем Владимиром Путиным». 

Люди дела 

Белорусский народ знает, как справляться со сложными задачами. Об этом знает и Ангела Меркель: за время ее нахождения в должности ­канцлера ФРГ Минск не раз в полном объеме выполнял взятые на себя обязательства и никогда не подводил. Сейчас Беларусь, исходя из своего исторического опыта, не может и не готова загонять беженцев в концлагеря, а намерена обеспечивать их всем необходимым и добиваться исполнения другими государствами и организациями норм международного права. 

Ангела Меркель, обратившись к Лукашенко, четко понимала, что он человек дела, не бросит беженцев в беде и до момента разрешения ситуации с гуманитарным коридором не загонит их в суровые анклавы (как это делают страны Балтии и Польши), не позволит им умереть от холода, голода и болезней. 

Сама Меркель — историческая фигура, которая играет вдолгую и понимает, что сиюминутные интриги со стороны недоразвитых элит Польши и Балтии могут разрушить европейскую систему безопасности, а главное — подорвать верховенство европейских и международных правовых норм, что чревато заменой их «правом сильного» и новыми конфликтами. 

Польские и балтийские руководящие круги не научились видеть наперед и вынуждены двигаться в фарватере политики, навязанной извне неолиберальными кругами англосаксонского мира. 

Меркель поддерживают консервативные, или так называемые фундаментальные, круги старой Европы (их еще называют глубинным рыцарским орденом), которые вынашивают историческую идею-мечту о сильной Европе без влияния США, Великобритании и заморских войск на территории старой Европы. 

Слова без действий 

А тем временем большинство западных политиков и сегодня продолжают показывать свое истинное лицо: вместо того чтобы исполнить взятые на себя обязательства в рамках международных договоров (Женевская конвенция, Директива ЕС 2013/32/ЕС) и принять на своей территории беженцев, европейцы согласны оплатить им только обратный билет из Беларуси домой. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что около 3,5 миллиона евро будет выделено для перелета беженцев из Беларуси на родину. Однако позвольте напомнить: согласно международному праву беженцы из зон боевых действий должны беспрепятственно приниматься в странах, где просят убежища. 

В то же время приезд в лагерь беженцев представителей международных организаций лишь ярко продемонстрировал, что вся система принятия решений по мигрантам, беженцам развалилась за последние годы: ни ООН, ни другие структуры уже ничего конкретно не решают, их представители приезжают только попиариться на проблемах представителей разоренных войной стран.

Весьма четко отразил сложившуюся ситуацию депутат российской Госдумы Виталий Милонов, который посетил логистический центр, где разместили беженцев: 

— Я хочу сейчас позвонить своим коллегам в парламент европейский и сказать им: «Ребят, не хотите забрать?» Вы же их сюда позвали! Они бы не приехали ни в какую Беларусь. Леваки в Европе их пригласили и слились. Где все эти люди? Они же сюда приехали, потому что обещание им было дано. А леваки сейчас сидят, жрут фуа-гра... 

Алексей АВДОНИН, аналитик БИСИ.

­МНЕНИЕ

И все-таки почему она позвонила?..

Признаюсь, над этим вопросом я, как совсем не аналитик, размышляла несколько дней. И ответ для себя определила такой: будучи серьезным политиком, Ангела Меркель действительно хотела решить проблему. Будь она мужчиной, возможно, здесь уместно было бы написать про стальные отличительные черты (вы поняли, да?)…

Миграционная повестка — это вообще тема госпожи Меркель, ее персональная, позвольте сказать, боль, за которую она чувствует ответственность. Еще шесть лет назад, когда Европа столкнулась с серьезнейшим миграционным кризисом, именно канцлер Германии заявила, что не скоро его удастся разрешить. То, как правительства стран ЕС подойдут к этому вопросу, сказала Ангела Меркель, определит будущее Европы. Уже тогда она знала цену этим словам. Слишком высокую и дорогую для всех. 

Сейчас, фактически завершая свою политическую карьеру, эта вторая, не побоюсь этих слов, «железная леди» попыталась как-то поставить точку в данном вопросе. Если хотите — закрыть гештальт. Это было, думаю, делом принципа, совести и чести. Ведь Меркель — бывшая гэдээровская комсомолка — воспитана совершенно на другой истории. Для фрау канцлерин боль восточных немцев не пустой звук. Она прекрасно знала, как в новой Германии их унижали и третировали, относясь как к людям второго сорта. 

И уж тем более она прекрасно знала, что такое настоящий фашизм и нацизм. У таких, как Меркель, эта историческая правда зашита на генном уровне. Она знает роль восточных стран в борьбе над коричневой чумой. И потому прекрасно понимала: Лукашенко не из тех, кто создаст концлагерь у себя в стране. Как жаль, что нынешние западные элиты не столь глубоки и многогранны, как уходящий с поста бессменный на протяжении последних 16 лет вождь Германии…

Полина КОНОГА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter