Мы встречаемся с Лисой в одном из минских кафе. Девушка живет постоянно в Бобруйске, но смена локаций — привычное для нее дело. В свои 22 она выступает с концертами в разных городах Беларуси и России, преподает в вокальных студиях Бобруйска и Минска, записывает альбом с московским аранжировщиком, а сейчас еще прошла в проект одного из популярнейших российских каналов. “Голосина!” — заключили судьи шоу “Песни” после выступления нашей соотечественницы в отборочном туре.
Главное — мотивация
Лиса признается, что ей никогда не сиделось на месте. Возможно, поэтому и с музыкальными школами в детстве не сложилось. Сбежала из класса аккордеона, ушла из вокальной студии.— Не нравилось отношение преподавателя. Не хотелось быть в массе, — объясняет девушка. — Я считала себя другой, особенной. Отсюда — различные тату, пирсинг, яркие коротко стриженные волосы… Сейчас эту свою особенность пытаюсь показывать не внешне, а через музыку, которая льется изнутри.
Любовью к творчеству девушку заразила мама, которая писала стихи, песни, великолепно исполняла их на гитаре.
— Но в какой-то момент ей пришлось выбирать — музыка или семья. Мама выбрала семью. И теперь нас много, — говорит Лиса. — В нашей семье четверо родных и четверо приемных детей. Первого малыша взяли, когда ему было 2 годика. Сейчас ему 14. Мама рада быть просто родителем. И в то же время очень довольна, что я воплотила все ее несбывшиеся мечты.
Именно мама научила Лису играть на гитаре. В 12 лет показала дочке несколько аккордов. И с тех пор девочку невозможно было остановить — творчество из нее так и лилось: стихи, песни, музыка.
— Помню, как подростком выходила с гитарой в город, играла на улице, зарабатывала деньги, — вспоминает бобруйчанка. — Однажды ко мне подошла незнакомая девушка: “Ты так классно поешь, приходи к нам в “кулек” — Могилевский колледж искусств”. Ну сказала и сказала. Я вспомнила об этом разговоре только через год, когда пришло время решать свою судьбу после 9-го класса.
Сейчас Лиса говорит, что, возможно, было опрометчиво поступать туда без малейшего музыкального образования. Но сыграли свое дело ее невероятные природные данные. У экзаменационной комиссии, перед которой она предстала в коротких шортах с татуировкой на полноги и огненными волосами, возник только один вопрос: “Слушай, Лиса, а с тобой можно найти общий язык?” Искренность девушки не оставила выбора. Лиса стала студенткой. Вот только первые два года, признается, пропускала занятия — игнорировала предметы, которые не касались музыки.
— Но когда третий раз вызвали на старостат и поставили ультиматум “еще один пропуск — и вылетаешь из колледжа”, я взялась за учебу. Мне нравилось в колледже с его уникальной творческой атмосферой и реально было жалко все терять, — объясняет собеседница. — Я поняла за время учебы, что музыка — это мое. И мне хотелось узнавать о ней все больше, больше, больше… В общем, до выпуска я не пропустила больше ни одного занятия. Более того, на третьем курсе стала отличницей и старостой. Вот она, мотивация!
В жюри — Тимати и Баста
После окончания колледжа Лиса отправилась работать преподавателем вокала в родной Бобруйск. Когда она говорит о своих учениках, у нее глаза горят. И ей тяжело думать, что может их покинуть. А ведь сейчас перед ней открыто немало дорог. Одна из них — шоу “Песни” на ТНТ.
— Я и раньше пыталась пробиться на крупные проекты. Но, видимо, было не время, — говорит Лиса. — А здесь подала заявку — и уже на следующий день мне позвонили с ТНТ и пригласили на прослушивание. “Ты крутая, проходи дальше”, — помню, услышала эти заветные слова и не сразу поверила в происходящее. Из 26 тысяч претендентов выбрали не более 300, и я оказалась среди них! А потом телекастинг. Огромная сцена. Рядом Павел Воля, в жюри Тимати и Баста. И мысли: неужели все это происходит со мной?! Для исполнения выбрала песню “Чайки”, написанную сразу после расставания с дорогим человеком. Очень эмоциональная и вокально сильная композиция. Но, честно, даже не помню, как спела. Это я уже потом в записи посмотрела. Тогда же и о словах Тимати про “голосину” узнала — я ведь ничего этого не слышала, стоя на сцене.
Теперь Лиса готовится к этапам отборов. Нынешний сезон “Песен” посвящен авторским композициям, поэтому бобруйчанка пишет новые песни, делает аранжировки.
— Было время, выступала и с каверами, так как авторских композиций для целого концерта не хватало, — вспоминает Лиса. — Но однажды хороший друг-музыкант сказал: “Если хочешь доносить людям свою музыку, перестань петь каверы”. С того момента, а было это лет шесть назад, стала работать над собственными композициями.
Главное в песне — текст, считает Лиса. Но текст не ради текста:
— Должны быть чувства. Люди боятся открывать свою душу. Знают, что может быть больно. Но если все время бояться боли, можно замкнуться в себе и умереть в четырех стенах. А если идти вперед, невзирая на страхи, боль потерь и выпавшие испытания, то когда-то можно прийти к чему-то важному. Наверное, у нас не принято говорить о том, что нас тревожит. Держим в себе, и это стоит комом в горле. Я не хочу молчать, хочу говорить о чувствах своими песнями. Вокруг много всякой грязи, и так хочется чего-то светлого. Почему этим светлым не может быть моя музыка?
Счастливый случай
Сейчас у Лисы около 80 композиций. С десяток написано буквально за месяц — девушка готовит собственный акустический альбом, причем совместно с московским звукорежиссером. Как сложилось сотрудничество? Лиса говорит, что произошло это чисто случайно:— В феврале уехала в гости к подруге в Питер. Нужно было как-то развеяться: работа, усталость, разорванные отношения… Решила, раз буду в Питере, нужно организовать там концерт, написала администраторам нескольких баров. Ответили. И вот 23 февраля. Концерт. И в зале оказывается звукорежиссер Саша Крылов из Москвы. Как потом выяснилось, он не планировал там быть — просто пришел на мой голос из соседнего бара. Подошел после концерта: “Тебе пишет кто-то аранжировки?” — “Нет, записываю на диктофон и выкладываю в соцсети”. — “Я хочу тебе помочь. У тебя очень крутые тексты, ты должна быть услышала. Приезжай в Москву. Давай писаться”. И я, недолго думая, поехала в Москву. Записали песню “Маски срывай руками”. К слову, на нее меня вдохновил приятель подруги, с которым я познакомилась после концерта в Питере. До сих пор общаемся с ним. Теперь пишу песни буквально каждый день. Надеюсь на альбом. Кроме того, есть друг, который хочет снять клип. Как никогда ощущаю сейчас поддержку друзей и близких. Благодаря “Песням” максимально прочувствовала свою большую семью. Родные поддерживали меня на всех этапах, помогали мне морально и финансово. Знаю, что гордятся мной. Это очень приятно.
Поддерживают Лису и малознакомые люди. Просто те, кто однажды услышал ее песни. После телекастинга количество подписчиков в Instagram у бобруйчанки выросло вдвое. И нескромная по натуре Лиса, кажется, даже немного стесняется такой популярности:
— Я же обычная девушка. В детстве донашивала одежду после старших сестер. Подростком зарабатывала, сидя с гитарой на улице. И вдруг такое… Я ведь никогда не мечтала о популярности. Просто хотела быть услышанной. И мне кажется, меня услышали. Безумно рада, что мои песни в ком-то отзываются. Просто хочется всем дарить свое тепло. Если не тактильно, ведь руки у меня всегда холодные (улыбается), то хотя бы так.
Фото из личного архива Елисаветы Илларионовой