Желанный ноль

Еще раз о демографии
Еще раз о демографии

Демографической погоде необходим «ноль» — предельно близкие показатели рождаемости и смертности. Но у нас, увы, иная ситуация. О ней заговорили в 1993 году, когда впервые за мирные послевоенные годы число умерших в Беларуси превысило число родившихся. Мы недосчитались тогда 11,2 тысячи человек. Но спустя десятилетия количество белорусов уменьшилось за год уже более чем на 50 тысяч. Что и говорить, тревожная тенденция.

На что же должна быть нацелена наша демографическая политика? Многие думают, что в первую очередь надо снижать смертность, особенно мужского населения, значительная часть которого умирает раньше срока из–за болезней, провоцируемых алкоголем, и в результате несчастных случаев. Спору нет, это суперважно. Но что мы получим, если ограничимся тем, что средняя продолжительность жизни мужчин, а она сегодня равна 62,7 года, приблизится к среднему «женскому веку» (74,7 года)? Возможно, сначала и выйдет «каля нуля». Но надолго ли? Если рождаемость по–прежнему низка, смертность не сможет долго идти с ней в ногу, поскольку люди, исчерпав свой продленный лимит жизни, станут один за другим покидать этот мир. Нам нужна не тактическая задача, а антикризисная стратегия, нацеленная на увеличение рождаемости.

Реально ли это? Однозначно: объективная основа для этого есть. Речь идет о потребности в детях и двух главных ее составляющих — природной и социальной. Первая «покровительствует» рождаемости двояко. Во–первых, тем, что вынашивание, рождение и кормление ребенка ощутимо оздоравливают женский организм. А во–вторых, есть такой любопытный феномен: наиболее удачными, как правило, являются не первенцы, а вторые, третьи и последующие дети.

И государство объективно заинтересовано в том, чтобы в семьях было не по одному ребенку. И из соображений возобновления трудовых ресурсов, и потому, что достаточная численность потомства обогащает генетический фонд нации — основу могущества и процветания страны. Сколько же в итоге должно рождаться детей, чтобы добиться оптимального для нас нулевого прироста населения? Тщательно выверенная цифра такова: 2,6. Двоих родители растят себе на смену, а шесть десятых — компенсация виртуального недобора из–за бесплодия некоторых пар и т.п. Причем этот показатель означает, что третьих детей должно рождаться несколько больше, чем вторых. Только вопрос: не ослабла ли потребность в детях, как твердят некоторые демографы и социологи? Не хотят женщины рожать или не могут себе этого позволить? Еще в ходе опроса, проводившегося в Беларуси в 60–е годы прошлого века, обнаружилось, что идеальное число детей для наших соотечественников — 3 и более. Более поздние опросы не поколебали это мнение. Значит, и каждой конкретной семье, и обществу в целом надо лишь создать для этого необходимые условия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter