Мастер из Кричева возрождает старинные традиции оберегов

Желанница, неразлучница, платочница

ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР Кричевского агротехнического колледжа Людмила ТОЛПЫГО (на снимке) в свое время снарядила не одну фольклорную экспедицию, вернув землякам «бабушкины песни». Научилась лапти плести, печь по старинным рецептам пироги-булки, «оживила» немало древних обрядов. Но больше всего запали в душу тряпичные куклы, которые пришли к нам из далекого прошлого.


Фото Светланы МАРКОВОЙ

Эти незатейливые игрушки пережили войны и революции, суровое средневековье и бурный ХХ век. Из жизни сельчан лоскутные куклы, имеющие не столько прикладное значение, сколько сакральный смысл, не ушли и сейчас. Людмиле посчастливилось познакомиться с сельскими бабушками, которые в детстве еще возились с матерчатыми игрушками. Но главное — помнили, от каких бед те защищали.

— Хотелось бы назвать всех сельчанок, научивших меня своему мастерству. Это жительницы агрогородка Костюшковичи Евдокия Стефаненко, Зинаида Буракова, Галина Степанова, Екатерина Семенкова, — благодарна мастерицам за науку Людмила Толпыго. — Привычное «шить» здесь не будет уместным: делают тряпичные игрушки без ниток и иголок.

Лично она просто подбирает подходящие по размеру лоскуты. А вот в старину в дело шли остатки выношенной одежды: они были такими мягкими и податливыми, что запросто скреплялись узелками.

За первую куклу, призналась Толпыго, взялась с трепетом: «Создавать их надо в хорошем настроении, с чистым сердцем. Только тогда они выполнят свое предназначение. А секреты у каждой свои. Скажем, травница защищает дом от болезней: тельце такой куколки состоит из мешочка с полынью, облепихой, пижмой или другими высушенными растениями, дезинфицирующими и освежающими комнату».

Если поменять содержимое на мяту или мелиссу, травница будет умиротворять: куколки с таким содержимым, в частности, показаны неугомонным, беспокойным младенцам. А вообще самой первой в жизни ребенка игрушкой была пеленашка. Уже подросшим чадам в дорогу давали нянечку — чтобы в пути от невзгод и бед защищала.

Таких оберегов в сундуке у каждой крестьянки были десятки — на все случаи жизни. Некоторые женщины делали обереги сами для себя — и в качестве «помощницы», и для защиты от болезней, чужой зависти. «У каждой из игрушек определенное количество мотков, узелков и витков, — пояснила мастер. — В частности, костюшковичские бабушки куклы обычно сворачивали на три узелка».

Самые разные по виду и назначению игрушки объединяло одно: все они были без лица, и в этом тоже был определенный смысл. Наши прабабушки считали: если у куклы есть глаза, она может жить своей жизнью. А ведь задача тряпичного оберега — людям помогать. Например, незамужним девушкам жениха найти. Потому красотки, которые еще не обрели суженого, в старину ходили с куклой, «присаженной» на локоть, то есть «на выхвалку». Встречные сразу понимали: барышня готова к созданию семьи. А уже на свадьбу матери дарили дочерям так называемую неразлучницу. В ней соединены две куклы. Их руки — одна лучина. Если разъединишь, то сломается, раскрыла смысл сакральных предметов Людмила. Игрушка должна крепить семью, в которой муж и жена — единое целое. В ходу были и куклы-перевертыши: с одной стороны посмотришь — девка, с другой — уже баба. Простая крестьянская философия, причем очень наглядная. Пока молода — беззаботная красотка-веселушка. Вышла замуж — стала степенной, хозяйственной, больше занятой своим домом и семьей. Одна из сельских хранительниц рассказала мастеру, что нередко вместе с приданым мать давала дочери платочницу. С наставлениями: «Свекрови не дерзи, подружкам не жалься. Тяжело на сердце — с куклой поделись». И, когда приезжала в гости, сразу понимала, как та живет: если игрушка новая, не затасканная, значит, все хорошо. Ну а если потрепанная, то понятно, что дочке нелегко приходится.

Многие из тряпичных оберегов Людмилы уже нашли новых хозяев. А она продолжает создавать новые. Интерес, говорит, к ним есть. Во всяком случае, когда выставляет таких куколок во время городских ярмарок и фестивалей, люди интересуются необычными игрушками, берут для себя и близких. И правда, кто знает: вдруг желанница на самом деле поможет осуществиться давней мечте? А богач — улучшить благосостояние?

Увлечение педагога сегодня разделяют и многие учащиеся колледжа. Например, Вика Стасева, Алена Евсеева, Алеся Королько тоже охотно возятся с лоскутками, радуясь, что своим творчеством несут добро людям. Не обошлось и без новаторского подхода: для некоторых из тряпичных игрушек юные мастерицы шьют уже и холщовые мешочки. Сундучков, говорят, нынче нет, а хранить кукол где-то надо. Вернулись же они в наше время не случайно — современным людям тоже хочется верить в лучшее и застраховать себя от возможных ошибок или невзгод.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter