Желания ограничены возможностями

В индустрии программирования работает около 300 белорусских фирм, но с объемом потенциальных заказов они уже не справляются
В индустрии программирования работает около 300 белорусских фирм, но с объемом потенциальных заказов они уже не справляются

Примерно год назад впервые заговорили о перспективе создания в нашей стране Парка высоких технологий, в некотором смысле аналога американской "Силиконовой долины". За это время идея постепенно обретает вполне конкретную форму. А между тем бурно развивающийся сектор ставит перед специалистами все новые и новые задачи...

— Выпускники нашего вуза практически на 100 процентов трудоустраиваются, — утверждает Владимир Красовский, проректор по учебной работе БГУИР.

— Скажу больше, — вторит ему заведующий кафедрой технологии программирования ФПМ БГУ Александр Курбацкий, — студенты 3–го курса в большинстве своем совмещают учебу с работой, а после пятого могут найти себе место с зарплатой от 300 долларов в зависимости от уровня полученных знаний и способностей.

— На сегодняшний день у нас 100 свободных вакансий, — сокрушается генеральный директор ИП «ЭПАм Системз» Сергей Дивин. — Взять некого. Нет кадров.

Парадокс?

Истоки

Во времена СССР Беларусь была разносторонне развитой республикой. Наряду с традиционной тяжелой индустрией существовали концерны и предприятия, участвовавшие в создании космических станций, глобальных коммуникационных систем, ядерных проектов. Деятельность свою они не очень афишировали, поскольку большей частью обслуживали союзный военпром. А белорусские вузы успешно поставляли кадры для высокотехнологичных отраслей. Кстати, лучшие традиции сохранены по сей день.

— Наши студенты, как правило, выигрывают международные конкурсы, — говорит Александр Курбацкий. — На одном из последних чемпионатов мира по программированию юные белорусы вошли в тройку лидеров. А знаете, почему? Мыслят масштабнее, умеют генерировать идеи. В Европе и Америке превалирует узкоспециальное образование, у нас же — классическая школа преподавания математики и других фундаментальных наук.

Да, но слава союзного военпрома в прошлом. Прежде высокотехнологичные предприятия и концерны запутались в клубке новых проблем. Еще несколько лет назад программисты спасались от возникших трудностей бегством за границу. Нынче «всемирная паутина» позволяет им получать заказы иностранных компаний, не выходя из дому, и неплохо зарабатывать. Что нам до того? А вот и есть некоторый интерес.

Мировой рынок IT–услуг собрал более 600 миллиардов долларов и, поговаривают, уже обогнал традиционно доходную торговлю оружием. Сегодня спрос на программное обеспечение опережает предложение. И чем дальше, тем больше. До 2003 года с ролью интеллектуального донора вполне справлялась Индия. Однако угроза международного терроризма и не очень теплые взаимоотношения Индии с Пакистаном вынудили западные компании диверсифицировать портфель оффшорных заказов. В качестве новых поставщиков выступают Китай, Бразилия, Россия и Беларусь.

В прошлом году промышленная индустрия Беларуси продемонстрировала 16–процентный прирост. Хвала и слава рабочим рукам. Но по данным научно–технологической ассоциации «Национальный инфопарк», некоторые компании, разрабатывающие программное обеспечение (всего их насчитывается около 300, каждая десятая входит в ассоциацию), за последние два года увеличили численность в 2 — 2,5 раза. По сути дела, это означает прирост более 50 процентов в год. Ни одна отрасль, включая нефтепереработку и телекоммуникации, и мечтать не может о таких результатах. А каждые три действующих программиста стимулируют создание одного рабочего места в сфере их обслуживания. Требуются техники, экономисты. Кроме того, например, ИП «ЭПАм Системз» вошло в тройку самых динамичных налогоплательщиков Советского района Минска. Не отстают и другие. Хотя по Указу Президента от 3 мая 2001 года N 234 фирмы – разработчики информационных технологий, вошедшие в ассоциацию «Национальный инфопарк», платят налог на прибыль всего 5 процентов, а от некоторых и вовсе освобождены.

Примерно 7,5 тысячи человек заняты сейчас в индустрии программирования страны, но чтобы принять потенциальные заказы, уже нужно не меньше 10 тысяч специалистов. А в будущем численность компьютерщиков может вырасти до 30 — 50 тысяч человек.

Где найдем, где потеряем

— Возьмем, например, аграриев. У них есть Министерство сельского хозяйства, куда можно обратиться с любой возникшей проблемой и быть уверенным, что тебе помогут. Есть министерства промышленности, торговли, хотя магазины почти сплошь частные, — рассуждает Владимир Басько, председатель правления НТА «Инфопарк», — у компьютерщиков курирующей государственной структуры нет. Что, с одной стороны, дает им возможность парить в свободном полете, с другой — не позволяет оперативно решать возникающие вопросы.

Между тем, по прогнозу ассоциации «Национальный инфопарк», к 2009 году количество выпускников вузов, чья специальность хотя бы отчасти связана с компьютерным программированием, окажется в 5 раз меньшим, чем требуется рынку.

— Теоретически наши возможности далеко не исчерпаны, — говорит Владимир Красовский, — но самостоятельно мы можем увеличить набор студентов только на платной основе. Планы бюджетного набора формируются на уровне Совмина и напрямую связаны с государственным финансированием.

— На самом деле проблема комплексная, — считает Александр Курбацкий. — А кто будет преподавать? Средний возраст лекторов нашего одного из самых молодых факультетов — 40 лет. Молодежь уходит в фирмы, где им платят в несколько раз больше. В результате получился перекос: базовая теоретическая подготовка студентов у нас хорошая, а специальная отстает от уровня развития новых технологий. Действующие программисты читать лекции не идут, лабораторий мало, а те, что в последние годы создают IT–компании, зачастую узкопрофильны и для массовой подготовки программистов малопригодны.

Еще одна проблема может обозначиться уже в следующем году. Госдума РФ рассмотрела во втором чтении законопроект изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Есть там очень интересный раздел, касающийся резидентов некоей технико–внедренческой Особой экономической зоны. С 1 января 2006 года социальные налоги для них уменьшаются с 26 до 14 процентов. За какие такие заслуги? И что за зоны? Это те самые программисты! Сориентировавшись в ситуации, россияне намерены взять на себя избыток мировых IT–заказов. Кроме того, они легко могут привлечь недостающих специалистов из стран СНГ, в том числе из Беларуси. Ведь высокие технологии и деньги не только там, где дым из высокой трубы...


Компетентное мнение

Заместитель генерального директора по науке Научно–инженерного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр информационных ресурсов и технологий» Ромуальд Григянец:

— Проблема действительно есть, и я думаю, ее надо решать сегодня и сейчас. Потому и был подготовлен, рассмотрен на совещании у Президента и направлен на согласование в Совмин декрет Президента о создании Парка высоких технологий. Документ предусматривает серьезные налоговые, таможенные льготы и для IT–фирм в том числе. Разработан и уточнен механизм его функционирования. Уже выделена территория неподалеку от академгородка в Уручье. Полагаю, что декрет позволит радикально изменить ситуацию не только для информационных, но и других высокотехнологичных производств.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter