Желание жить

О землетрясении в Китае

На три минуты Китай замер. Застыл. Замолчал. Скорбь... Кажется, и слез не осталось — все выплаканы. Кажется, и слова уже закончились — в горле ком. Но в глазах — решимость, твердость и... желание жить.


Вчера по всей Поднебесной ровно в 14.28 все остановилось: светофоры горели красным, стояли и выли горькими сиренами машины, люди вышли из ресторанов, магазинов и офисов. Все остановилось: в память о том, как ровно неделю назад содрогнулась провинция Сычуань, а с ней и весь Китай.


Страна скорбит, но не дает скорби стать главной эмоцией. Главное — жить, выжить, выстоять, спасти тех, кого еще можно спасти. Найти под обломками тела тех, кто погиб, достойно похоронить и начать жить заново. Будет трудно — и завтра, и через десять, и через пятьдесят лет, потому что память о катастрофах такого масштаба навсегда остается в национальном сознании. Но сегодня главное — надежда.


Время — это жизнь. Для тысяч людей, которые все еще остаются под завалами, и для десятков тысяч спасенных, которые ждут вестей от родных и близких. Потому что вопреки всему из–под обломков все еще извлекают живых. Через 139 часов после землетрясения в развалинах больницы самого пострадавшего уезда Бэйчуань нашли живого пациента Тана Сюна.


53–летний Шэнь Пэйюнь из городка Иньсю провел под обломками 148 часов, его нашли и отправили в больницу на вертолете.


56 часов длилась спасательная операция, в результате которой жизнь Юй Цзиньхуа, которую землетрясение застало на рабочем месте — местной электростанции, была спасена. Она провела под завалами 150 часов.


Сейчас пострадавших и их родственников утешает Председатель КНР Ху Цзиньтао. Обнимая 8–летнего мальчика, он говорит: «Хоть ты и ребенок, ты должен учиться быть смелым и не пасовать перед трудностями. Мы должны быть уверенными, мужественными и сильными». Мальчики в таких ситуациях взрослеют быстро.


В спасательной операции участвуют более 113 тысяч военнослужащих и членов военизированной полиции. Им пришлось совершать марш–броски пешком через горы, а в некоторых местах десантироваться, как во время боевых действий: практически все дороги разрушены, и спасатели добрались еще не до всех деревень.


Сейчас в зоне бедствия работают спасательные отряды из России, Сингапура, Южной Кореи и Японии. Это происходит впервые в китайской истории, до сих пор страна принимала иностранную материальную помощь, но не команды спасателей.


В провинции Сычуань недалеко от эпицентра землетрясения расположено несколько ядерных объектов. Представитель генерального штаба Народно–освободительной армии Китая Ма Цзянь заявил, что все объекты исследованы — причин для беспокойства нет, некоторые сооружения получили «незначительные повреждения».


Из–за сошедших оползней некоторые реки оказались заблокированными: образовалось 21 озеро, причем в трех объем скопившейся воды уже превысил 10 млн. кубометров. В любой момент любое такое озеро может выйти из берегов. И тогда к уже существующему бедствию добавится наводнение. Тысячи людей в уезде Бэйчуань уже эвакуированы. Срочно роются каналы, чтобы воде было куда уйти.


В провинциях Сычуань, Ганьсу, Шэньси и городе Чунцине цены на продукты заморожены: чтобы избежать спекуляции.


В этом году благодаря Олимпиаде к Китаю и так приковано внимание всего мира. В день, когда произошло землетрясение, официальный Пекин заявил, что стихийное бедствие проведению Олимпиады не помешает: все олимпийские сооружения сейсмоустойчивы. Сначала эстафету олимпийского огня даже не стали отменять — просто понизили уровень праздника: начинали с минуты молчания, а вдоль маршрута установили ящики для пожертвований. Но на три дня траура эстафета приостановлена: олимпийский огонь — живой, и он тоже плачет. По ранее утвержденному плану эстафета олимпийского огня должна прибыть в провинцию Сычуань 15 июня. Возможно, она ознаменует начало новой жизни для выживших.


Столь мощного потрясения — в самом прямом смысле этого слова — Китай не знал уже три десятилетия. Страна скорбит. Но не только. Трагедия проверяет нас на прочность, говорят китайцы и добавляют: мы сильные, мы выстоим. По стране, и так уже сильно сплоченной олимпийской идеей, прокатилась волна патриотических настроений. Землетрясение — проверка духовной стойкости, силы китайской нации, пишут газеты и напоминают старую поговорку: преодолевая бедствия, страна движется вперед.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter