Желание счастья

В гостях у семьи инвалидов–«колясочников»
В гостях у семьи инвалидов–«колясочников»

Любая болезнь — тяжкое испытание для человека и его близких. Многих она превращает в рабов собственной боли, окрашивает действительность в мрачные тона, загоняет больного в тупик безысходности. Возможно ли разорвать этот круг, изменить свое отношение к болезни, исцелиться, пусть не в физическом, а в духовном плане? Возможно ли жить радуясь каждому дню, каждому новому вздоху, каждому новому шагу?

...Деревня Кривошин Ляховичского района встретила меня тишиной. Домик рядом со школой, в котором живут герои моего репортажа, узнала сразу. От обычных он отличается тем, что вместо ступенек к входной двери ведет пандус — широкий, пологий, такой, каким он и должен быть. Кому, как не семье Зыряновых, знать все об удобных пандусах? И 27–летний Олег, и 24–летняя Галя — инвалиды–«колясочники». О молодой семье людей, ноги которым заменили колеса, об их оптимизме, энергичности, да и просто воле к жизни, я узнала случайно. Узнала и сразу решила: еду в гости!

«Стаж» инвалидности у Олега — 5 лет. Нелепая случайность — и парень остался без ног... Впрочем, Олег никогда не унывал.

— Я всегда общительный был, друзей — полон дом. И болезнь ничего не изменила, — рассказывает он мне. — А теперь у меня еще и Галя есть.

Галину судьбу заново переписала авария, в результате которой 13–летняя девчушка оказалась прикованной к постели: «Лет 5 я лежала, училась в школе и все ждала–ждала, что придет некий дядя, который поставит меня на ноги. А теперь поняла: нельзя ждать чуда, жить нереальными мечтами. Жить надо настоящим, радоваться окружающей тебя жизни и себе в ней».

...Она окончила школу лежа, учителя приходили домой, а Галя жадно впитывала все знания, которые смогли ей дать. Получила золотую медаль.

— Я спросила саму себя: и что дальше? Ответ был один — поступать в вуз.

И она поступила заочно — девочка, пять лет пролежавшая «лежнем». И опять училась лежа, читала пособия, готовила контрольные. Будущее казалось далеким и нереальным, хотя в родной Кривошинской школе ей обещали работу (а поступила Галя в Минский педагогический университет на факультет белорусской филологии и культуры).

— Я, может, так и пролежала бы всю жизнь, если бы не попала в реабилитационный центр в Колодищах и не встретила там тренера Ольгу Тетеркину, — рассказывает Галя. — Она посадила меня в коляску, а по сути, вернула мне радость жизни. Представляете, что было со мной, когда я поняла, что могу, умею двигаться без посторонней помощи? Хотя совсем уж без помощи у нас проблематично...

Здесь хочу сделать маленькое отступление. О той самой безбарьерной среде для людей с ограниченными возможностями, о создании которой различные структуры часто рапортуют. На бумаге повествуется о том, что в городе или районе сделано столько–то пандусов... А на деле, увы, назвать окружающую инвалидов действительность безбарьерной вряд ли возможно.

Для семьи Зыряновых эта среда — не рапорт на бумажке, а ежедневные, препятствия, которые они преодолевают с неизменным упорством. В родной деревне посещение магазина или сберкассы для них невозможно — нет пандуса. Проблематично для них и добраться до райцентра: коляска входит только в задние двери «Икаруса», да и то без помощи в автобус им ни войти, ни выйти. Нет пандуса и у здания Ляховичского райисполкома. И хотя служба соцобеспечения в здании находится на первом этаже, попасть туда опять–таки без посторонней помощи молодые «колясочники» не могут. Ляховичи, конечно, в этом плане не уникальны, в соседних Барановичах навскидку могу назвать с десяток учреждений, куда инвалиду–«колясочнику» доступа нет. Горисполком, милиция, налоговая инспекция, некоторые аптеки, сберкассы, отделения почты, кинотеатр... Многие банкоматы установлены на улицах так, что опять–таки инвалид–«колясочник» не сможет к ним подъехать, ведь даже одна ступенька для таких людей — непреодолимое препятствие.

Рассказывая об учебе в вузе, Галя вспоминает, как останавливалась в коляске посередине коридора и громко взывала: «Люди, помогите инвалиду добраться до аудитории!» Благо студенты — народ отзывчивый, а преподаватели в основном — понимающий. Для девушки даже специально на время сессии открывали «черный ход», путь через него к вожделенным аудиториям был легче и короче...

В родную деревню Галя привезла красный диплом. И получила первую работу — 2 часа белорусской литературы в 5–м классе. Уроки молодой учительницы проходили на первом этаже. Сейчас, после 3 лет работы (сегодня она преподает белорусский язык и литературу в 8–м классе), Галя руководит еще и литературно–этнографическим отделом школьного музея, ведет занятия в драматическом кружке, занимается аутентичным фольклором и даже была призером Международного фольклорного фестиваля в 2005 году. А еще она пишет стихи, ведет с детьми исследовательскую работу — школьники собирают и изучают женские имена родных мест. Энергии, оптимизма, желания узнавать новое ей не занимать!

— Когда я с детьми — не чувствую себя инвалидом. Мы с ними на равных, — говорит Галина. — Они придумывают, ленятся, шалят, невзирая на твои проблемы. И мне это нравится...

А что же личная жизнь, спросите вы. Вот она, эта жизнь: Олег — сидит рядом, пока она рассказывает о своих педагогических достижениях, и смотрит на жену влюбленными глазами. Познакомились они занимаясь танцами на колясках — случайно оказались в одной паре. Через некоторое время поняли, что жить друг без друга не могут, и стали семьей. Купили квартиру в деревне, сделали ремонт.

Жилье свое ребята демонстрировали мне с гордостью, все в нем сделано с любовью, все продумано. Дверные проемы широки, пороги убраны — ведь и по квартире хозяева передвигаются в колясках. В ванной — электроподогреватель воды, в кухне, нашпигованной всяческой техникой, шкафчики висят низко–низко, чтобы было удобнее дотягиваться сидя. В общем, создана настоящая безбарьерная среда...

Недавно ребята купили машину, а Олег получил водительские права.

— Теперь все границы для нас распахнуты, — радуются они. — Мы не зависим ни от кого!

— Осталось купить диктофон, и я смогу летом заниматься сбором фольклора, — мечтает Галя.

А я смотрела на этих удивительных людей и думала о том, что ничто — ни страшные болезни, ни травмы, никакие другие препятствия не смогут ограничить их в возможностях. Потому что живут они не ведая, не желая ведать о том, что что–то в этом мире для них невозможно.

Они так сильно хотят быть счастливыми, что желание их становится материальным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter