Желаемое и действительное

Социальные стандарты в конкретном интерьере
Социальные стандарты в конкретном интерьере

Кто и когда придумал, что деревенский быт должен быть не хуже городского? Ну сами подумайте, зачем в деревне автобусная остановка, да еще в пяти — десяти минутах ходьбы от дома? Правильно, незачем. Вот ее и нет. Это же причуда какая–то. Ну разве трудно пройти пару–тройку километров по раздолбанной дороге в осенний или весенний дождливый денек, когда утопаешь в небольших причудливой формы лужицах, хлюпаешь по грязи? Зато летом совершенно сухо. В лицо, поднимая с земли песок, дует ветерок. А некоторым сельчанам и того больше — хочется водички попить прямо из–под краника в хате. Даже не знаю, как к этому относиться. Это уже капризы какие–то. Да выйди из дома, пройди метров 500 — 700 до колонки или колодца, набери холодненькой живительной влаги в несколько ведерок, отнеси домой и утоляй жажду. Впрочем, так и делают сельские старики. Ладно, согласна: тяжеловато полные ведра носить. Зато природа какая: лес, река, чистый воздух, птички поют, петухи кукарекают. Красота. Рядом беленькие холмы (правда, фосфогипсовые), которые разбросал по округе местный химический завод, дымок изящно плывет из производственных труб. И если повезет с ветром, то кисловато–горький аромат окутывает всю деревню. Но почему–то такая идиллия перестала устраивать некоторых крестьян. Желают жить, как в городе: и чтобы автобус в деревню заходил, и водопровод был, а вода в нем чистая, да еще и дороги асфальтированные.

Возможно, я перебарщиваю с иронией и утрирую, но эта картина списана мной прямо с натуры, с деревни Залипье Гомельского района. Обычная деревня — 330 дворов, 500 жителей. Есть в Залипье даже базовая школа. Кстати, ее директора я увидела... на крыше. Он что–то там энергично прибивал. Даже в рабочей одежде, в шапке, сделанной из газеты, он выглядел солидно и по–деловому. Из–под бумажного «головного убора» выбивались волосы с легким налетом седины, лоб был покрыт, словно утренней росой, каплями пота. Вот это руководитель! Да, оказывается, директор должен не только уму–разуму учить, но и мускулы напрягать, гвозди забивать.

— Что, по жалобе Федоровых приехали? — усмехаясь, спросил Николай Васильевич Гулевич, спустившись с крыши на землю.

После бесед с местными жителями стало понятно, что в этой деревне есть три главные проблемы. Одна из них прямо как у Гоголя — дороги. Две другие — транспорт и вода. Точнее, качество воды.

— Вы посмотрите — это вода из школьного колодца. Хотя с виду она и нормальная, но пить ее мы опасаемся, — стали объяснять мне местные жители.

Неужели такой водой пользуются и в школе? Мое беспокойство оказалось напрасным: обеды и завтраки ребятам привозят уже готовые, питьевую воду закупают бутилированную, а местную используют только для технических нужд — помыть–убрать. А семья Федоровых, которая написала в редакцию «СБ» письмо, провела для меня даже эксперимент. За его чистоту я ручаюсь. Из колонки набрали воду. Вроде бы прозрачная, только осадок довольно причудливый — в виде хлопьев. Потом решили водицу вскипятить. И тут случилось чудо: сначала она приобрела рыжевато–оранжевый оттенок, а потом запенилась. Ну прямо пиво какое–то... Председатель Урицкого сельсовета Любовь Баралкова рассказала, что санитарные службы проводили анализ воды из соседней колонки. По их заключению, в местной H2O обнаружили превышение железа, но пить ее можно.

— И что нам делать? Вы бы стали пить такую воду? — возмущается Юрий Федоров. — А у нас маленький ребенок. Водопровод в деревне есть, но он только по двум улицам проходит, на нашей улице Школьной его никогда не было.

А что думают о качестве деревенской воды в Гомельском райисполкоме?

— Мы сейчас занимаемся этим вопросом, — уверяет заместитель председателя райисполкома Петр Журавлев. — У этой водопроводной сети хозяина нет. Но мы практически уже все решили, и в ближайшее время этот водопровод будет передан на баланс Гомельского жилкомхоза. Затем сеть будет прочищена, приведена в порядок.

— Значит ли это, что в домах Залипья появится вода?

— Нет. Кто хочет жить в комфортных условиях — должен за свои средства подводить водопровод к дому, — обрисовал перспективу главный специалист Гомельского райисполкома Анатолий Чистый.

Мой вопрос был явно наивным, как и следующий: не далековато ли от деревни находится место ожидания автобуса? По утвержденным Правительством социальным стандартам расстояние от остановки до населенного пункта должно составлять не более трех километров. В деревне Залипье — два с половиной. Значит, нарушения, как объяснили представители местной власти, нет. А транспортный вопрос райисполком пытался решить с помощью частного маршрутного такси. Но после нескольких недель работы индивидуальный предприниматель, подсчитав расходы–доходы, написал официальное заявление об отказе от маршрута Гомель — Залипье. Мотив — убытки 540 тысяч рублей. А насчет ремонта деревенских дорог ответ был предсказуем: денег нет.

«СБ» уже не раз писала о проблеме
внедрения социальных стандартов на селе. Как правило, специалисты сходятся во мнении: соцстандарты — не догма, а руководство к действию. И здесь, вероятно, свое веское слово могут сказать органы местного самоуправления и районная власть.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter