На крыльце Большого театра Беларуси каждое воскресенье проходят бесплатные симфонические концерты

Жду вас у фонтана

Нет прекраснее звуков, чем журчание фонтана, щебет птиц и игра симфонического оркестра. А когда они вместе, никакие завывания ветра не нарушат их дивной гармонии.

В воскресенье в саду Большого театра на Троицкой горе звучал Иоганн Штраус. Звучал весело и радостно, несмотря на балтийский циклон, распугавший публику дождем и сдувавший нотные листы с пюпитров и дирижерского пульта.

Если бы не капризы погоды, людей на крыльце оперного театра было бы намного больше. Уже в первые часы после того, как новость о концерте появилась в Фейсбуке, ее четыреста раз отметили лайками и полторы сотни раз перепубликовали на самых разных страничках.

Но те, кто не испугался дождя, получили огромное удовольствие. Упоенно кружились в вальсе шестилетние принцессы с бантами, проезжавшие мимо велосипедисты застыли в восторге, разновозрастная публика неистово хлопала в ладоши, а самые отважные аплодировали, расположившись прямо на траве.

Концерт продолжался. Увертюру из «Летучей мыши» сменила полька «Трик–трак», а при первых звуках «Прекрасного голубого Дуная» театр, словно космический корабль, плавно окунулся в небеса.

Но больше всего поразили меня музыканты оркестра. Казалось бы, лишняя нагрузка им, вечно занятым и перегруженным, вовсе ни к чему. Но столько радости было в этом совместном музицировании, такая удивительная лучистая энергия исходила от дирижера Андрея Иванова, что никто, наверное, не пожалел об этом лишнем получасе творческого труда.

И вот что мне подумалось. Садово–парковая музыка — это, безусловно, вещь прекрасная. Хорошо, когда в городе и театре есть такие традиции, и нужно их пестовать, нужно их рекламировать, нужно делать их приманкой для туристов.

Но великолепный оркестр Большого театра может брать на себя и другие функции. В городе остро не хватает симфонических концертов. Не потому, что Государственный академический симфонический оркестр дает их недостаточно. Скорее, наоборот. Симфонический оркестр явно на подъеме, только за последние год–полтора в филармонии прозвучало множество крупных сочинений самых разных стилей и жанров. В том числе Первая симфония Малера, Вторая Рахманинова, Пятая Чайковского, Пятая Шостаковича, «Александр Невский» Прокофьева, «Песнь о лесах» Шостаковича. Все больше звучит современной музыки, в том числе и белорусской.

Однако аппетит приходит во время еды, спрос на симфоническую музыку растет. И здесь симфонический оркестр Большого театра Беларуси мог бы внести свою лепту. Тем более что удачный опыт уже был.

В 1990–х годах на сцене Большого регулярно проходили «Вечера с Minsk Orchestra». В них, среди прочего, звучали симфонии Шуберта, Мендельсона, Чайковского. Minsk Orchestra состоял почти исключительно из оркестрантов Большого театра Беларуси, а управлял им приглашенный дирижер Вильгельм Кайтель. Тогда же проходили концерты под рубрикой «Маэстро Анисимов представляет», в которых оркестр театра выступал под собственным именем.

В наши дни удачные симфонические концерты на оперной сцене проводит главный дирижер Большого театра Беларуси заслуженный артист Украины Виктор Плоскина. Под его руководством силами театра были блестяще исполнены такие непростые сочинения, как Фантастическая симфония Берлиоза, Вторая симфония Брамса, Третья Малера, «Царь Эдип» Стравинского и многое другое.

Так, может быть, имеет смысл продолжить эту работу на регулярной основе? Благо в театре всегда найдутся дни, свободные от спектаклей. Театр будет получать доход, оркестр — профессионально расти, публика — наслаждаться высоким искусством, а заодно и просвещаться.

Впрочем, это дело будущего. А пока на площадке перед Большим с 17.00 до 17.30 будут продолжаться воскресные развлекательные концерты. До встречи у фонтана!

juliaandr@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter