«Ждите, вас полечат...»

Заметки встревоженной мамы
...Тот день я еще долго буду вспоминать с содроганием. Мой пятилетний сын проснулся в слезах («Мама, болят ушки, а я совсем не могу терпеть!») и с обжигающей температурой — за 38.

В регистратуре нашей гродненской участковой детской поликлиники мне объяснили, что нет смысла вызывать педиатра на дом — он ничем помочь не сможет, нужно обращаться к специалисту, лор–врачу: «У нас оториноларинголог сегодня не принимает, будет только завтра после обеда. В соседней поликлинике лора вообще нет... Поезжайте в Гродненскую областную больницу, там врачи круглосуточно принимают».

Хватаю размякшего от боли и жара ребенка и на такси еду на окраину Гродно в больницу. Хорошо, что знаю, где находится детское лор–отделение, не придется под мелким дождиком плутать среди многочисленных корпусов. «Вы на прием?» — спрашивает гардеробщица, предварительно узнав, в какое отделение иду. Я киваю, а в глубине души радуюсь: значит, попала по адресу, здесь должны принять. Еще больше оживаю, когда в ординаторской вижу врача — молодую женщину, она разговаривает по телефону с кем–то из бывших пациентов. Терпеливо дожидаюсь окончания разговора и прошу осмотреть больного ребенка. Несмотря на молодость, врач оказалась опытной: боль и высокая температура у мальчика ее не испугали, она уже знает, что от этого не умирают. «Вам надо в поликлинику — она не в этом здании».

— Но вы же врач? — спрашиваю.

— Да, но прием больных ведется в областной поликлинике. Идите туда.

Объяснять, что моему сыну срочно нужен доктор, а не поликлиника, бесполезно. Переходим в другое здание.

В поликлинике перед нами человек десять, но проситься без очереди не имеет никакого смысла: врач еще не начал прием, хотя уже пора бы. Проходит полчаса, час, полтора... Врача нет, сына тошнит от высокой температуры. Очередь перед дверью недовольна, люди рвутся во все соседние кабинеты, оказывается, рядом прием ведет фониатр, хоть и не лор, но почти... Мы тоже пытаемся попасть на прием к «почти лору», снова объясняю про боль и температуру. Пожилая женщина, фониатр, в ответ на мои жалобы делится своими проблемами: сегодня оториноларинголог опаздывает на полтора часа, вчера опоздал на три с половиной, а ей приходится за него пациентов принимать. «Вы понимаете, каково мне?» — вопрошает она, выставляя нас с сыном за дверь. Наверное, я должна ее понять...

Когда наконец–то приходит врач, я понимаю тщетность моих надежд попасть к нему в кабинет без очереди. Во–первых, все уже достаточно разозлились, а во–вторых, прекрасно видели, что в ожидании врача мы просидели полтора часа, — какой тут экстренный случай? Пришлось стоять...

Прием у врача занял не более пяти минут, включая время на написание названий рекомендуемых лекарств на клочке бумажки.

Кстати, в итоге оказалось, что для профилактики моему сыну неплохо бы сделать операцию по удалению аденоидов. «Только надо записаться в очередь и подождать примерно два месяца», — уточняет медсестра в поликлинике. Конечно, подождем! Нам не привыкать...


Повод и комментарии

Сергей Прокопович, заместитель главврача Гродненской областной больницы: «Вам просто не повезло. По штатному расписанию в поликлинике должен быть один оториноларинголог. И когда он работает, никаких проблем не возникает. Но он в отпуске, поэтому его заменяют коллеги из больницы. А там, вы сами понимаете, обходы, операции... Врач приходит только тогда, когда освободится, поэтому случаются такие накладки. Но изменить существующий штатный расклад мы не в силах».

Олег Хоров, заведующий кафедрой оториноларингологии Гродненского государственного медицинского университета, профессор, доктор наук, врач высшей категории: «Должна ли была больного ребенка принять врач в больничном отделении? Все ведь происходило днем? Формально, наверное, врач ничего не нарушила, отослав вас в поликлинику. В больнице консультации не осуществляются, здесь оказывают только лечебную помощь. Но вечером, ночью, рано утром в экстренных случаях, когда специалиста можно найти только здесь, она была бы обязана уделить вам внимание. Вообще–то я и сам хотел бы знать четкие правила моего поведения на работе и в обычной жизни. Честно говоря, я лично боюсь отказывать пациентам с экстренной симптоматикой в приеме — а вдруг с человеком что–то случится и я окажусь виноватым?»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter