Календарь и традиции: о чем наши предки просили у святых Петра, Павла и Андрея?

Жди Петра — сыр съешь

Середина горячей поры для наших предков не только время тяжелого труда — косьбы, работы на пастбище и в поле, но и череда праздников, когда восхваляли святых, которые покровительствовали крестьянам. «Святы Пятро жыта спелiць, Паўла коскi вострыць, Андрэй колас налiвае», — говорили в эту пору.


В календаре Петров день — расцвет природы. Завершался Петровский пост. В последний его день нельзя было употреблять в пищу молоко и мясо, а вот 12 июля — в День святых апостолов Петра и Павла — разговлялись сыром. Этот продукт занимал почетное место на столе. Его всегда подавали вместе с хлебом и солью. Рачительные хозяйки припасали и хранили слегка подсоленный сыр с тмином еще от Масленицы. Чтобы он мог долгое время храниться, его подсушивали в легком духу в печке. При этом он покрывался тонкой, но плотной корочкой и не портился. Традицию разговляться сыром соблюдали свято, говорили: «Чакай Пятра, то сыр з’ясi». Считалось, что кто ее проигнорирует, может не дождаться следующих Петровок. Так раньше в простонародье называли Петров пост.

После Петра ожидали солнечную погоду и говорили: «Жди сорок жарких дней». Дожди в это время указывали на то, что и весь период сенокоса будет мокрым: «Дождж iдзе не тады, калi просяць, а калi косяць», «Калi Пятроўкi плачуць, то людзi праз тыдзень свету не ўбачаць».

Это время — пик для всего растущего на полях: «Святы Пятро жыту ядро». Это означало, что уже приходит пора, когда нужно «сярпы вастрыць», готовиться к великой работе — «жнiву». А еще успеть заготовить сено.
В Беларуси по давней традиции родичи, соседи собирались «талакою», чтобы помочь друг другу в нелегкой работе. И в песнях пелось: «Пад звон косаў святы Пётра талаку збiраў копы сена вазiць ды стагi мятаць».
На Петровки проводили первый «зажон», приговаривая: «Першым разам, добрым часам». Угощали семью хлебом, испеченным уже из свежемолотой муки, с такими словами: «На Пятра крышку хлеба напякла».

В некоторых регионах после Петрова дня наступало свадебное время. А «пераборлiвым дзеўкам», которые слишком долго выбирали суженого, приходилось ждать до следующего «вясельнага» периода. Говорили: «Толькi да Пятра дзеўка хiтра».

Прислушивались в это время к кукушке. Считалось, если птица переставала подавать голос раньше Петрова дня, то осень будет холодная, а зима ранняя.

Значимым для наших предков был день 17 июля, когда просили заступничества у опекуна всех землеробов — святого Андрея. В народе его еще прозвали Наливой.

Примечали, что в это время наливаются соком все плоды и растения. По наблюдениям наших предков, в росте хлебов был особый цикл: рожь две недели зеленеет, две колосится, две отцветает, две наливается, две подсыхает.

На Андрея крестьяне убирали поле и заготавливали сено. Именно в середине июля травы становятся сочными, сильными и готовы к покосу. День проходил в неустанном труде. Поэтому, чтобы хватило сил и энергии до позднего вечера, завтракали сытной овсяной кашей со сливочным маслом. Но прежде обязательно кормили лошадей. Ведь от их выносливости зависел успех летней напряженной работы во время жатвы и уборки хлеба. И в песнях пелось: «Пятро з Паўлам коскi востраць, стажкi ставяць».

К слову, ручная коса по славянской традиции считалась символом мужского начала, и, если женщина случайно переступит через нее, коса может сломаться. Инструмент нужно было не просто класть на землю, а втыкать в нее острием.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Хороший урожай лесных ягод — к суровой зиме.

Облачная погода — к теплу.

Гром гремит громко — к граду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter