Как отслужившие возвращаются на свои рабочие места

Ждет заводская проходная

Ушедшие осенью на дембель парни уже успели вернуться на свои рабочие места. Причем вернулись они, подчеркивают работодатели, повзрослевшими и более ответственными. Что и на работу в итоге влияет только с лучшей стороны. У тех, кто только-только получил повестку, впрочем, свои заботы. Не уволят ли? Не потеряются ли за год службы профессиональные навыки? В новой серии проекта «Воен.com» встречаем вернувшегося на Минский тракторный завод со срочной службы инженера-конструктора Михаила Панкевича и говорим о социальных гарантиях.


Отслужил как надо

Служба в Вооруженных Силах сделала Михаила очень пунктуальным. На центральной проходной МТЗ он появляется аккурат к семи утра. Несмотря на то что молодой человек на завод возвращается, работать ему придется в абсолютно новом для себя коллективе — в конструкторском бюро электрооборудования и систем электропитания. Спустя неделю признается: встретили хорошо, потихоньку осваивается, помогают коллеги. Не забылись ли полученные в вузе знания? День за днем восстанавливаются, а остальное в любом случае придется постигать на практике.

— Повестку воспринял спокойно. Знал, что буду годен. Был к этому морально готов. Надо отслужить — значит, надо, — рассказывает о своих воинских буднях Михаил. — К этому моменту, правда, я уже несколько месяцев работал. И начальство хотело походатайствовать о том, чтобы службу я проходил в резерве. Не получилось: в резерв тогда фактически никого не отправляли. Ну и ладно. В итоге оказался в Борисове в 60-м полку связи. 

Михаил признается: легко не было. Взаимоотношения с сослуживцами складывались неплохо, а вот повысить дисциплину и привыкнуть к строгой субординации было гораздо сложнее.

— На заводе с этим все же попроще. Но армия поменяла мое отношение к распоряжениям начальства. Если сказано, то в любом случае должно быть сделано. А еще служба научила терпению.

Полк связи — отнюдь не IT-рота, которую и создавали в принципе для того, чтобы бойцы-программисты не теряли свои навыки и реализовывали фундаментальные для нашей оборонной отрасли проекты. Поэтому резонный вопрос к Михаилу: пригодилось ли ему в армии техническое образование? Говорит, что службу проходил в должности водителя-электрика, знал внутреннее устройство автомобиля. Склад ума технический, поэтому в определенные моменты было проще. 

— Хотя, я так понимаю, водителями-электриками становились те, у кого были права категории «B». Остальному научат. 

Теперь же Михаилу придется постичь специфику работы на крупном промышленном предприятии. Его начальство подчеркивает, что в ближайшее время парня отправят на курсы, приставят наставника, однако заданиями его нагружают уже сейчас:

— Нам нужны хорошие специалисты, но учиться всему в любом случае молодежи нужно с нуля, постигать тонкости конкретного бюро. На все требуется время. Года четыре-пять как минимум. Каким бы подготовленным ни был пришедший к нам работник, акклиматизация ему все равно предстоит. Скажем, он должен знать нашу элементную базу, какие мы создаем машины, их особенности. Ведь даже тракторы и те отличаются друг от друга.

Закаленные службой

Отсрочки от армии для своих молодых специалистов порой просят целые отрасли. Некем, мол, закрывать имеющиеся вакансии. У промышленных гигантов своя позиция. У ­БЕЛАЗа, скажем, даже родилась традиция: руководство жодинского завода то и дело навещает своих проходящих армейскую службу работников непосредственно в воинских частях. Привозят подарки. А по возвращении стимулируют. В том числе материально. Поддерживают отслуживших сотрудников и на Минском тракторном заводе.

— Кое-какие трудности, конечно, есть, — не скрывает заместитель генерального директора ОАО «МТЗ» по идео­логии, кадрам и социальному развитию Андрей Сусленков. — Ведь ориентируемся мы на определенное количество специалистов, берем и молодежь, но около 30 — 40 процентов от их числа уходят в армию. Самый главный вопрос не в том, что они уходят, а в том, чтобы возвращались. Возвращается примерно половина. И эти люди представляют для нас действительно большой интерес. Ведь молодые специалисты, которые приходят к нам тем временем, это еще не сложившиеся специалисты, которых нужно обучить. С теми же, кто прошел армейскую службу, проще. Их организм, скажем, более закаленный, а значит, они реже болеют. И отношение к работе у них более зрелое. В их жизни уже расставлены определенные приоритеты. Таких стараемся всячески поддерживать. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Равков, министр обороны:

— Министерство обороны прикладывает максимум усилий, чтобы совершенствовать социальную защищенность граждан, добросовестно прошедших военную службу. Мы убеждены, что они должны иметь преиму­щества перед теми, кто уклонился от своего конституционного долга. Только за последние несколько месяцев военному ведомству удалось достичь серьезных результатов в вопросе повышения статуса военнослужащего срочной службы. Положительно решен вопрос о включении срока срочной военной службы в страховой трудовой стаж. Законодательно закреп­лены приоритет поступления на госслужбу, сохранение рабочего места за военнослужащим вне зависимости от формы собственности нанимателя, первоочередное право на место в общежитиях учебных заведений и ряд других преференций.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Какие еще социальные льготы предлагает внедрить Министерство обороны?

фото белта.

♦ Преимущества при поступлении в высшие и средние специальные учреждения образования, при бесплатном обучении на подготовительных курсах, выборе места распределения после обучения, сохранении места в общежитии за семьей военнослужащего, который исполняет свой долг.

♦ Скидки на платное обучение для граждан, прошедших срочную военную службу и имеющих рекомендации воинских частей.

♦ Первоочередное право на обслуживание в государственных организациях здравоохранения.

♦ Скидка 25 процентов на платные медицинские услуги в этих организациях.

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter