Мотопробег «Дорогами Победы – на Берлин» стартует в Москве 29 апреля. В Беларуси к российским мотоциклистам присоединятся местные байкеры.
Встречали хлебом-солью
Две тысячи километров. Польша, Чехия, Словакия, Австрия. Финиширует мотомарафон 9 мая в Берлине, где состоится торжественное возложение венков к монументу «Воин-освободитель» в Трептов-парке.
– Поклониться могилам наших солдат, не дать людям в Европе забыть об истинных героях Второй мировой войны – вот главная цель мотопробега, – сказал корреспонденту «СВ» предводитель «Ночных волков» Александр Залдостанов, известный также как Хирург. – Тем более это важно сегодня, когда во многих странах стремятся переписать историю войны, искоренить из памяти народов подвиг Красной Армии.
В прошлом году, едва колонна российских мотоциклистов под Знаменем Победы пересекла белорусскую границу, ее тормознула местная милиция. Не из-за претензий, а по просьбе жителей окрестных деревень, которые приготовили гостям хлеб-соль.
– Хочу сказать огромное спасибо всему братскому народу за поддержку и очень теплый прием во время первого марш-броска «Дороги Победы», – продолжает Александр Залдостанов. – Беларусь и Россия – единое духовное пространство. У нас общие ценности, общая история, которую мы никому не дадим исказить.
Асфальт заблестит
В 1941 году Беларусь первой приняла на себя страшный удар врага. Погиб каждый третий ее житель.
– «Дороги Победы» – общая память о мужестве наших дедов и прадедов. Мы воспитаны на подвигах героев. Забудем Победу – не будет и нашей страны. Белорусские байкеры присоединятся к братьям-россиянам. Вместе побываем на Кургане Славы под Минском, посетим Хатынь, после чего продолжим путь в Европу, – говорит президент минского отделения «Ночных волков» Алексей Вакульчик.
– Окажем мотомаршу всю необходимую помощь, – добавляет начальник Управления физической культуры Минспорта Беларуси Петр Ворон. – Асфальт, конечно, протирать не станем, он у нас и так всегда чистый, но дорога у мотопробега в Беларуси, обещаю, будет гладкой.
Неожиданные преграды
Момент истины наступит, когда мотомарш приблизится к польской границе. В апреле 1945 года 20 тысяч солдат из Войска польского вместе с Красной Армией штурмовали Берлин, пробивались к Рейхстагу. Кровь и славу мы тогда делили пополам. Польские власти предпочитают об этом не помнить. В прошлом году несколько часов без объяснения причин мотоциклистов держали на пропускном пункте. Обыскивали с собаками, заставляли ребят выворачивать даже носки. В итоге часть «волков» через границу не пустили, заявив, что они угрожают безопасности Польши.
– Надеюсь, подобное не повторится, – с осторожным оптимизмом говорит главный советник Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России Сергей Морозов. – Мы уже проинформировали о мотомарше и его мероприятиях правительства стран, по которым он пройдет. Надеюсь, у польских политиков все-таки хватит мудрости отнестись цивилизованно к пробегу в честь Победы над фашизмом.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Идею подсказала радистка Надя
Мотопробег придумали после разговора с ветераном-фронтовиком Надеждой Петровой.
Радистка мотоциклетной роты Уральского танкового добровольческого корпуса рассказала «волкам», как всю войну колесила на советском «М-72». «Эмка» – уникальный мотоцикл с интереснейшей судьбой. Его скопировали с немецкого прототипа. Доработали под наше бездорожье и мороз, установили отечественный двигатель.
– Получился простой, надежный, очень проходимый мотоцикл, идеальный для войны, – рассказал Александр Залдостанов. – Вермахт использовал «БМВ» и «цундаппы». Для любителей сравнивать советскую и немецкую технику приведу пример. Под Сталинградом наш гвардейский полк, оснащенный «семьдесят вторыми», окружил и разгромил целую румынскую дивизию. В 30-градусный мороз, в заснеженной степи…
В боевой биографии «БМВ» и «цундаппов» подобных подвигов не значится.
С ребятами из клуба мы создали несколько реплик легендарных машин. Одна из них поедет в Арктику со знаменем Победы.
Борис ОРЕХОВ