Чего ждет от науки аграрный сектор

Ждем новых предложений

Думал ли кто–нибудь лет двадцать назад, что наша страна, которой не хватало даже пшеницы для собственных нужд, войдет в пул мировых лидеров по экспорту молока, масла, сыра, мяса? Или что мы будем продавать продовольствие почти в 70 стран мира? Сумеем пробиться с говядиной даже на невероятно тесный китайский рынок. Сегодня это реальность. Во многом такой рывок стал возможен благодаря нашей науке.

Президент на недавнем совещании по селу не ради красного словца призвал ученых взять «под колпак» технологий все сельхозпредприятия. Те хозяйства, где не пренебрегают научными достижениями и рекомендациями, получают рекордные урожаи, надои и привесы. И ни дожди, ни засуха им не помеха. Толочинский консервный завод возделывал в прошлом году картофель на экспериментальной площади 900 гектаров с урожайностью почти 460 центнеров. Все наши ближайшие соседи (Россия, Польша, Литва, Украина) даже близко не подобрались к этой цифре. Эксперты подсчитали: при таких показателях по стране хозяйства имели бы дополнительно 160 миллионов рублей выручки.

Есть у нас агрокомбинаты, где 90 — 100 центнеров зерновых с гектара и надои в 10.000 литров молока в год от одной коровы уже не фантастика. Но их единицы. Что же мешает остальным? В жарком Израиле (считай в пустыне) по 11 — 12 тонн с буренки это норма. Выгода от такого бизнеса тоже просчитана. Реализация тонны молока приносит производителю в среднем 500 долларов прибыли, сыра — 400, а масла — 1.200 долларов. Разве это не аргумент в буквальном смысле взяться за ум и внедрять у себя новейшие сорта кормовых культур и технологии, роботизированные фермы, автоматизированные системы управления. Все это уже доказало свою эффективность на практике.

Ученые, конечно, не стоят на месте. Заместитель гендиректора Научно–практического центра Национальной академии наук по земледелию Дмитрий Лужинский рассказал, что ими уже разработаны сорта озимой и яровой пшеницы, обеспечивающие потенциальную урожайность 100 — 110 центнеров с гектара с гарантированным получением качественной муки. В советские времена такое считалось практически невозможным для нашей зоны. Разрабатываются новые виды удобрений с одновременным снижением пестицидной нагрузки. Машиностроители делают ставку на энергонасыщенные тракторы мощностью до 450 лошадиных сил, широкозахватные плуги, машины для высокоточного внесения удобрений.

Все это, безусловно, ценно и необходимо. Тем не менее от науки сегодня ждут большего. По планам к 2020 году производительность труда в сельском хозяйстве необходимо увеличить в 1,4 раза. А продавать продовольствия за рубеж должны не на пять, а как минимум на семь миллиардов долларов. И здесь уже не обойтись без принципиально новых научных подходов. Если хотите, без так называемого цифрового сельского хозяйства. Да–да, будущее мирового агропроизводства начинает формироваться на его принципах. С широким применением робототехники, ИТ– и космических технологий, умных теплиц и беспилотников с навигационными датчиками ГЛОНАСС/GPS. Вот где нам важно не упустить свой шанс. Тем более что по многим этим позициям в нашей стране уже преуспели. Надо быстрее раскручивать эти наработки.

По мнению заместителя председателя президиума Национальной академии наук Петра Казакевича, примером инновационного аграрного производства могут быть такие соразмерные с Беларусью страны, как Нидерланды, Бельгия, Финляндия, Швеция. Там около двух процентов трудоспособного населения, занятого в сельском хозяйстве, создают экспорт, в разы превышающий наш. А это не только источник прибыли, но и достойные зарплаты на селе.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter