Ждем, что богачи одумаются...

Писатель и контекст
Писатель и контекст

Мы часто повторяем, что для литературы не существует границ. Почему же так мало знаем, скажем, о том, что происходит в соседней, украинской, литературе? Иногда доходят отголоски каких–нибудь скандальных проектов, например, о романе Оксаны Забужко «Полевые исследования украинского секса» или интернетовские репортажи о слэме — своеобразном поэтическом турнире. Но понятно даже незнатоку, что в Украине создается литература в многообразии, которое нам остается неизвестным. И среди этого обидно неизвестного — творчество Галины Тарасюк. А между тем о ее романах и повестях бурно спорят, они получают высшие литературные награды, в том числе всеукраинскую премию имени Владимира Сосюры и государственную премию имени Олеся Гончара... В свое время Галину Тарасюк исключили из московского Литературного института имени Горького за принадлежность к вольнодумному кружку. Произведения долго не печатали. Впрочем, ее репортажи в региональной прессе были настолько острыми, что вызывали резонанс на всю Украину. Кроме всего прочего, Галина Тарасюк была организатором прогрессивного женского движения. Сегодня она заведует отделом художественной литературы в газете «Литературная Украина». На Минскую международную выставку–ярмарку она приехала с презентацией своих новых книг «Женские романы» и «Ангел с Украины».

— Да, сегодня мы мало знаем друг о друге, — говорит Галина Тарасюк. — Знаем о классиках, о писателях старшего поколения, память о которых осталась с времен Советского Союза. Но теперь появилось очень много новых интересных имен, и грустно, что связь прервалась. Ведь у нас было единое духовное пространство — Киевская Русь. И сегодня, не претендуя на чужие земли и независимость, мы должны держать вместе славянское небо над нами. У нас в Украине сегодня очень благоприятный климат для творчества. Свобода слова в самом широком смысле. Благодать для таких, как я, то есть тех писателей, которые во времена Советского Союза очень мало издавались. Я просто не умею писать неправду. Кроме всего прочего, были маленькие дети, приходилось много работать в качестве журналиста. Писала стихи, но — в стол. Но пришла перестройка — и вышли все мои поэтические книжки. А в годы независимости активно начала писать прозу.

— О чем?

— Я пишу об украинской современности со всеми ее плюсами и минусами. Мои герои рождены независимостью: это и политики, и проститутки поневоле, и олигархи, и бомжи, и золотая молодежь, и бездомные дети, разочарованные интеллигенты и растерянные сельчане. Я пишу горькую правду и не скрываю этого. В романе «Смерть — сестра моего одиночества» героиня пытается найти свой путь, иногда не отличая божеское от дьявольского, и, в конце концов, приходит к покаянию. Это оказался первый феминистический роман в Украине, с которого началась сегодняшняя наша женская проза.

— Вы определяете свой стиль как абсурдный реализм, в ваших произведениях очень резкие обличительные ноты. Вы разочарованы в настоящем?

— Мне кажется, мы живем в очень интересное время и я как журналист знаю о нем много, как я уже сказала, не только от людей благополучных, но и от бомжей, от бездомных детей, которых у нас хватает. За это и люблю журналистику, что она открывает все сферы человеческой жизни. О нашем времени — моя книжка «Дама последнего рыцаря». В ней рассказы о людях, рожденных временем перемен. Это не только олигархи, «скоробогатьки», но и запуганный средний класс, и деградировавшая интеллигенция. Вроде уже «доборолась» она, некуда ей уже бороться... И выходит, борьба только начинается. За человека. За народ, который потерял цель, лишился идеалов. Я пишу о женщинах, которые покидают Украину и едут на Запад. Я пишу о молодежи. Она тоже стала другая — одни потеряли ориентиры, другие, как мои дети, активно учатся, овладевают всеми доступными знаниями. Но у нее нет идеалов, которые были у предыдущих поколений.

— Ваш роман «Между пеклом и раем» номинирован на премию имени Шевченко...

— Этот роман посвящен памяти моего мужа, кинорежиссера Владимира Андрощука. На его фильм об истории Украины у государства не нашлось денег, и это свело его в могилу. Я провожу в романе аналогию между сегодняшним временем и Киевской Русью. Тогда тоже решалась судьба народа, хотели интегрироваться — то ли в Европу, то ли к хазарам, то ли к Византии, искали пути через религию. Сегодня — все точно так, только в основе — экономика. Мы ходим по какой–то спирали. Как жернова... Похожи времена. Похожи их лидеры...

— Вы активно участвовали в женском движении... Вы считаете себя феминисткой?

— Да, я феминистка, только очень традиционной, я бы сказала, чисто украинской ориентации. Я хочу помочь мужчинам стать рыцарями. Казаками. Вместе с тем — защитница женского пробуждения к созиданию, к творчеству. Особенно литературному. У нас сейчас идет дискуссия — что такое женская литература. И я очень отстаиваю авторов–женщин, они слишком долго у нас молчали. Пусть пишут кто только может. Количество обязательно перерастет в качество. Относительно моей прозы — то она да–а–леко не женская. Об этом свидетельствует мой политическо–историческо–психологический роман «Между пеклом и раем», за который я получила государственную премию имени Олеся Гончара.

— А прожить за литературное творчество можно?

— Нет, что вы... Я зарабатываю деньги тяжело — журналистикой. И никогда не прошу на свои книжки. Просто есть люди, которые знают мое творчество и помогают. Слава Богу, у нас существует спонсорство. Но вообще, нужно работать самому. Я даже основала свое издательство, сейчас его и раскручиваю. Мне помогает дочка Олеся Сандыга, она у меня художница и поэтесса, и сын Назар — программист, он работает руководителем в большой фирме. Таким образом выживаем. У нас в Украине проблемы с книжным распространением. Книготорговля «завалилась». В Киеве, особенно в центре, на Крещатике, закрыли почти все книжные магазины. Было 30 — осталось 2. Позакрывали, повыкупали, превратили в казино, бутики, салоны. Конечно, интеллигенция противостоит нуворишам. Боремся и надеемся, что у тех, у кого деньги, еще и совесть появится, и все изменится к лучшему. Ведь нельзя, чтобы книга была на задворках. Да, теперь есть свобода слова, мы пишем так, как считаем нужным. Но книги выходят маленькими тиражами и не доходят до читателя. Думаю, виноваты в этом и сами писатели, среди которых много уже Героев Украины. «Забронзовевших», которые вместо того, чтобы думать о литературе, думают о своей личности в литературе. Вроде бы люди талантливые, патриотичные, считают себя гениальными, но период меркантильности и конформизма, который мы сегодня переживаем, для многих оказался страшнее, чем период засилья идеологии.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter