Нарушить закон в родной стране и скрыться от правосудия в чужой? Такое случается, и отнюдь не редко. Часто ли удается привлечь к ответственности беглецов и что дает введение в Уголовно-процессуальный кодекс института специального производства?
Найти и вернуть
Поиск лиц, которые скрываются от следствия или суда в других государствах, - задача для правоохранительных органов, которая может быть реализована в рамках процедур межгосударственного или международного розыска. Запустить такой процесс не так уж и просто. Заместитель Генерального прокурора Беларуси Алексей Стук поясняет, что перед розыском лица по каналам Интерпола прокурорские работники изучают необходимые документы и материалы уголовного и разыскного дел. Следующий этап – Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь по поручению Генпрокуратуры направляет запрос в Генеральный секретариат Интерпола, который, в свою очередь, объявляет розыск скрывшегося лица на территории 194 государств - членов этой организации.
Кроме того, есть возможность по линии Министерства внутренних дел объявить и межгосударственный розыск на территории стран СНГ.
В век информационных технологий найти человека, который пытается скрыться в другой стране, не так уж и сложно. Главный вопрос: как вернуть такого гражданина на Родину?
– При установлении лица, скрывающегося на территории иностранного государства, Генеральная прокуратура готовит и направляет компетентному учреждению юстиции ходатайство о заключении под стражу и выдаче, содержащее описание совершенного преступного деяния. Вместе с этим направляются подготовленные органом предварительного расследования или судом документы, с представлением которых иностранное государство связывает рассмотрение просьбы о выдаче, – рассказывает Алексей Стук.
Примечательно, что в большинстве случаев рассмотрение запросов об экстрадиции не требует значительного времени.
– Большинство направляемых нашей стороной запросов рассматривается положительно, и скрывающиеся лица выдаются в Беларусь для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение, – делится заместитель Генерального прокурора.
Индульгенция на новый лад
В то же время имеют место необоснованные отказы в выдаче лиц. Так, Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в адрес Генеральной прокуратуры Латвийской Республики в феврале 2021 года была направлена просьба о выдаче одного из беглых для привлечения к уголовной ответственности за получение взяток и выгод имущественного характера в особо крупном размере по ч. 3 ст. 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Но Латвия отказала в удовлетворении ходатайства спустя более 4 месяцев по надуманным основаниям. В качестве причины указали, что запрос о выдаче преследует цель наказать лицо из-за его расовой принадлежности, религиозных взглядов, национальности или политических убеждений…
– При этом инкриминируемые преступления были совершены с 2012 по 2014 год, – обращает внимание заместитель Генерального прокурора.
После установления местонахождения этого гражданина на территории Греции Генеральная прокуратура Беларуси направила запрос о его выдаче для привлечения к уголовной ответственности и туда. Сделано это было в январе 2022 года. Ответ до настоящего времени не поступил. Увы.
Нередко отказы в экстрадиции приходят без всяких на то объяснений, говорит Алексей Стук и приводит пример: в 2021 году Генеральной прокуратурой Литовской Республики было отказано в выдаче гражданки Беларуси для привлечения к уголовной ответственности вообще без указания конкретных причин и мотивов принятого решения.
– В ряде случаев направленные просьбы о выдаче лиц рассматриваются длительное время, как это произошло с запросом в отношении одного из создателей телеграм-канала, информационная продукция которого признана экстремистскими материалами, - рассказывает заместитель Генерального прокурора. – Отрицательный ответ поступил из министерства юстиции Республики Польша спустя более года после получения запроса о выдаче.
В Генпрокуратуре подчеркивают, что такие ничем не обоснованные решения и длительное неполучение ответов фактически предоставляют преступникам индульгенцию от уголовного преследования.
– Это прямое свидетельство предвзятости некоторых государств в рассмотрении белорусских запросов о выдаче лиц, - считает Алексей Стук. – Как следствие, не обеспечивается надлежащее международное взаимодействие в борьбе с преступностью и не реализуется один из основополагающих принципов уголовного права – неотвратимость ответственности за совершенное противоправное деяние.
Расстояния следствию не помеха
Не так давно Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь был дополнен отдельной главой «Специальное производство». В чем суть?
– Закрепляется заочный порядок проведения предварительного расследования и судебного разбирательства при отсутствии обвиняемого по уголовным делам о преступлениях против мира и безопасности человечества, против государства, военных преступлениях, в случаях отказа или уклонения в течение 6 месяцев иностранного государства в выдаче такого лица, – рассказывает заместитель Председателя Верховного Суда Сергей Кондратьев. – Стоит отметить, что разбирательство уголовного дела в отсутствие обвиняемого предусмотрено и действующим Уголовно-процессуальным кодексом.
Однако лишь в случаях, когда обвиняемый находится вне пределов Республики Беларусь и уклоняется от явки на судебное заседание, а также когда лицо, обвиняемое в совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности или менее тяжких, признает вину и ходатайствует о разбирательстве дела в его отсутствие.
– По новому закону в целях процессуальной экономии в порядке специального производства закрепляется более быстрый механизм проведения предварительного расследования и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. Возможность осуществления спецпроизводства предусматривается по 34 составам уголовных преступлений, которые преимущественно относятся к категории тяжких и особо тяжких. В этом списке – акт терроризма, геноцид, наемничество, измена государству, диверсия, создание экстремистского формирования либо участие в нем, массовые беспорядки, призывы к санкциям и т.д.
Новый порядок судопроизводства позволит решить задачи уголовного преследования. Так, органы прокуратуры смогут направлять в суд дела, по которым обвиняемые скрываются от уголовного преследования на территории иностранных государств, не желающих оказывать правовую помощь нашей стране.
– Сегодня это актуально. В судебном разбирательстве таких дел уголовно-процессуальным законом предусмотрено обязательное участие прокурора, – говорит Алексей Стук. – Специальное производство – шаг навстречу обеспечению законных прав и интересов физических и юридических лиц, которым преступлением причинен вред. На осужденное лицо будут распространяться правовые последствия, связанные с постановлением обвинительного приговора.
В Верховном Суде отмечают и то, что теперь по результатам расследования и рассмотрения дела будет обеспечено возмещение осужденными причиненного преступлением вреда за счет взыскания у них имущественных средств. Это несомненно окажет существенное профилактическое воздействие на иных граждан.
В 2021 году за границу было направлено 247 запросов о выдаче лиц, в истекшем периоде 2022-го – 179. При этом их основное количество приходится на Российскую Федерацию (215 в прошлом году, 140 – в этом).
В ТЕМУ
Говоря об институте специального производства, заместитель Председателя Верховного Суда Сергей Кондратьев обращает внимание, что такой порядок с определенными исключениями действует в Казахстане, Украине и России. Его применение в том или ином виде не исключается в европейских странах (Германия, Франция, Чехия и Нидерланды):
– Условия, при которых возможно проведение предварительного расследования и судебного разбирательства в порядке специального производства, в обобщенном виде полностью соответствуют положениям ст. 6 Европейской конвенции о правах человека, при соблюдении которых Европейский суд по правам человека признает легитимность заочных судебных процессов.
В частности, новым законом предусматривается обязательность наличия у обвиняемого гражданства Республики Беларусь и достижения им совершеннолетия; соблюдение особого порядка уведомления обвиняемого о вызове в орган уголовного преследования и принятых по делу процессуальных решениях посредством размещения данной информации на сайтах органов, ведущих уголовный процесс; обязательность участия по делу защитника; возможность обжалования и опротестования принятого судебного решения, а также возможность возврата уголовного дела для производства в обычном порядке в случае добровольной явки или задержания обвиняемого до постановления приговора.