Источник: Знамя юности
Знамя юности

Ментальная арифметика: способ вырастить вундеркинда или маркетинговый ход

Ждать ли чуда от абакуса?

Если ввести в Google фразу «ментальная арифметика», поисковик предложит вам сотни видеороликов, на которых детсадовцы и младшие школьники уверенно складывают и перемножают числа, сменяющиеся на экране с бешеной скоростью. «Вот это да!» – восхищаются родители и спешат записать любимое чадо в новомодный кружок, который есть почти в каждом райцентре. За кругленькую сумму педагоги обязуются научить ребенка считать на древнекитайских счетах – абакусе, обещая, что благодаря занятиям он не только выбьется в отличники по математике, но и станет собранней, усидчивей, сосредоточенней. Но так ли это на самом деле?


Раз костяшка, два костяшка

Чтобы увидеть, как проходят уроки по ментальной арифметике, «Знаменка» отправилась на занятие в одну из самых известных минских школ. Внешне это обычный класс: парты, ноутбук с проектором, маркерная доска. «Пейзаж» нарушает только привинченный к стене абакус, или, как его еще иногда называют, соробан. По сути это прадедушка обычных деревянных счетов, которыми еще лет 15 назад вовсю пользовались в деревенских ма­газинах. Отличие конструкции в том, что костяшки здесь расположены не горизонтально, а вертикально. Самый правый столбик – единицы, левее – десятки, затем сотни, тысячи, десятки тысяч… Но если советский продавец одной рукой мог перебирать костяшки, а другой взвешивать сахар или муку, то на абакусе считают строго двумя руками – мол, это помогает развивать оба полушария мозга: и то, что отвечает за творчество, и то, что за логику и анализ.


Программа по ментальной арифметике длится два с половиной года: первые полтора дети учатся складывать и отнимать, еще год – умножать и делить. Тренер ментальной арифметики Марина Анашенкова уверяет, что, если бросить раньше, толку не будет, потому что лишь после двух лет занятий навыки переходят на под­сознательный уровень, а иначе потеряются:

– И в Китае, и в Японии занятия ментальной арифметикой в обя­зательном порядке включены в учебную программу. Основная цель наших уроков – не просто научить ребенка хорошо считать, а подготовить его мозг для быс­трого восприятия любой информации. Таким детям легче даются и учебная программа, и иностранные языки.


Четвероклассник Кирилл Кривошеев и пятиклассник Тимур Вой­техович осваивают абакус полгода и уже многому научились. Преподаватель включает слайды с примерами, и мальчишки начинают с  пулеметной скоростью выдавать результаты вычислений:

– 7! 11! 23! 15!

Дождавшись паузы, спрашиваю, помогают ли им новые знания на школьных уроках математики.

– Очень! – уверяет Кирилл. – Раньше у меня по мате­матике за четверть была семерка, а сейчас девятка. И по чтению результат тоже улучшился.

– А у меня нет, – признается Тимур. – В четвертом классе десятка была, а когда перешел в пятый, только восьмерка.


В голове – каша

Отзывы о занятиях ментальной арифметикой неоднозначные. Многие хвалят, но есть и те, кто не скрывает разочарования – чуда не произошло: ребенок хоть и научился быстро складывать, но отметки не улучшились, да и сам он остался таким же невнимательным и несобранным.

Мама восьмилетнего Ярослава, жительница деревни Мясота Молодечненского района Светлана Кайбелева объявление о занятиях увидела в «Фейсбуке»:

– Больше всего подкупили фразы про «гармоничное развитие» и «работу сразу двух полушарий». Дело в том, что у моего сына есть небольшое отставание в развитии, и я надеялась, что кружок поможет это скорректировать. Поначалу Ярославу очень нравилось, правда, ему не слишком хорошо давались упражнения на скорость. Мне кажется, они подходят не всем, ведь есть дети быстрые, холеристичные, а есть медленные, для которых быстро сменяющиеся слайды – это стресс. Но главным минусом стало то, что сын начал путать ментальную арифметику со школьными уроками математики. «Мама, хочу взять в школу абакус! Буду на нем считать!» – сын никак не мог понять, почему ему этого не разрешают.


Лучше отдайте ребенка на фоно

Психолог Елена Комиссарук не сомневается, что все это – дань моде:

– Если раньше детей с пеленок водили в центры раннего развития, то сейчас все спешат записаться на ментальную арифметику. Умение быстро считать – это, наверное, нужный навык, но чудес от таких занятий я бы не ждала. Есть много других, гораздо более эффективных способов развивать оба полушария сразу: например, можно отдать ребенка в музыкалку по классу фортепиано или в секцию по плаванию – пловцы ведь тоже делают взмахи обеими руками. Или просто предложить порисовать круги обеими руками одновременно – помню, была такая методика. И за кружок платить не нужно.


А вот учитель математики минской гимназии № 61 Мария Матюшонок придерживается другого мнения:

– У детей большая проблема с устным счетом. Согласитесь, нет стимула учить таблицу умножения, если у тебя в кармане лежит мобильный телефон со встроенным калькулятором. Не знаю, есть ли от таких занятий существенная польза, но вреда точно не будет.

ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ

Студентка Института журналистики Белгос­университета Ольга Водчиц учится по обмену в Хэнаньском университете. По нашей просьбе, она спросила у однокурсников, действительно ли в китайских школах всех учат считать на абакусе:

– Я разговаривала со многими людьми из разных провинций. Но все они отвечали, что абакусу могут посвятить пару уроков в начальных классах, но это давно не обязательно. В большинстве школ счетами вообще не пользуются. Мои китайские знакомые недоумевают: «Кому нужны древние счеты, если есть калькуляторы?»

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter