Если ввести в Google фразу «ментальная арифметика», поисковик предложит вам сотни видеороликов, на которых детсадовцы и младшие школьники уверенно складывают и перемножают числа, сменяющиеся на экране с бешеной скоростью. «Вот это да!» – восхищаются родители и спешат записать любимое чадо в новомодный кружок, который есть почти в каждом райцентре. За кругленькую сумму педагоги обязуются научить ребенка считать на древнекитайских счетах – абакусе, обещая, что благодаря занятиям он не только выбьется в отличники по математике, но и станет собранней, усидчивей, сосредоточенней. Но так ли это на самом деле?
Раз костяшка, два костяшка
Чтобы увидеть, как проходят уроки по ментальной арифметике, «Знаменка» отправилась на занятие в одну из самых известных минских школ. Внешне это обычный класс: парты, ноутбук с проектором, маркерная доска. «Пейзаж» нарушает только привинченный к стене абакус, или, как его еще иногда называют, соробан. По сути это прадедушка обычных деревянных счетов, которыми еще лет 15 назад вовсю пользовались в деревенских магазинах. Отличие конструкции в том, что костяшки здесь расположены не горизонтально, а вертикально. Самый правый столбик – единицы, левее – десятки, затем сотни, тысячи, десятки тысяч… Но если советский продавец одной рукой мог перебирать костяшки, а другой взвешивать сахар или муку, то на абакусе считают строго двумя руками – мол, это помогает развивать оба полушария мозга: и то, что отвечает за творчество, и то, что за логику и анализ.
Программа по ментальной арифметике длится два с половиной года: первые полтора дети учатся складывать и отнимать, еще год – умножать и делить. Тренер ментальной арифметики Марина Анашенкова уверяет, что, если бросить раньше, толку не будет, потому что лишь после двух лет занятий навыки переходят на подсознательный уровень, а иначе потеряются:
– И в Китае, и в Японии занятия ментальной арифметикой в обязательном порядке включены в учебную программу. Основная цель наших уроков – не просто научить ребенка хорошо считать, а подготовить его мозг для быстрого восприятия любой информации. Таким детям легче даются и учебная программа, и иностранные языки.
Четвероклассник Кирилл Кривошеев и пятиклассник Тимур Войтехович осваивают абакус полгода и уже многому научились. Преподаватель включает
слайды с примерами, и мальчишки начинают с пулеметной скоростью выдавать результаты вычислений:
– 7! 11! 23! 15!
Дождавшись паузы, спрашиваю, помогают ли им новые знания на школьных уроках математики.
– Очень! – уверяет Кирилл. – Раньше у меня по математике за четверть была семерка, а сейчас девятка. И по чтению результат тоже улучшился.
– А у меня нет, – признается Тимур. – В четвертом классе десятка была, а когда перешел в пятый, только восьмерка.
В голове – каша
Отзывы о занятиях ментальной арифметикой неоднозначные. Многие хвалят, но есть и те, кто не скрывает разочарования – чуда не произошло: ребенок
хоть и научился быстро складывать, но отметки не улучшились, да и сам он остался таким же невнимательным и несобранным.
Мама восьмилетнего Ярослава, жительница деревни Мясота Молодечненского района Светлана Кайбелева объявление о занятиях увидела в «Фейсбуке»:
– Больше всего подкупили фразы про «гармоничное развитие» и «работу сразу двух полушарий». Дело в том, что у моего сына есть небольшое отставание в развитии, и я надеялась, что кружок поможет это скорректировать. Поначалу Ярославу очень нравилось, правда, ему не слишком хорошо давались упражнения на скорость. Мне кажется, они подходят не всем, ведь есть дети быстрые, холеристичные, а есть медленные, для которых быстро сменяющиеся слайды – это стресс. Но главным минусом стало то, что сын начал путать ментальную арифметику со школьными уроками математики. «Мама, хочу взять в школу абакус! Буду на нем считать!» – сын никак не мог понять, почему ему этого не разрешают.
Лучше отдайте ребенка на фоно
Психолог Елена Комиссарук не сомневается, что все это – дань моде:
– Если раньше детей с пеленок водили в центры раннего развития, то сейчас все спешат записаться на ментальную арифметику. Умение быстро считать – это, наверное, нужный навык, но чудес от таких занятий я бы не ждала. Есть много других, гораздо более эффективных способов развивать оба полушария сразу: например, можно отдать ребенка в музыкалку по классу фортепиано или в секцию по плаванию – пловцы ведь тоже делают взмахи обеими руками. Или просто предложить порисовать круги обеими руками одновременно – помню, была такая методика. И за кружок платить не нужно.
А вот учитель математики минской гимназии № 61 Мария Матюшонок придерживается другого мнения:
– У детей большая проблема с устным счетом. Согласитесь, нет стимула учить таблицу умножения, если у тебя в кармане лежит мобильный телефон со встроенным калькулятором. Не знаю, есть ли от таких занятий существенная польза, но вреда точно не будет.
ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ
Студентка Института журналистики Белгосуниверситета Ольга Водчиц учится по обмену в Хэнаньском университете. По нашей просьбе, она спросила у однокурсников, действительно ли в китайских школах всех учат считать на абакусе:
– Я разговаривала со многими людьми из разных провинций. Но все они отвечали, что абакусу могут посвятить пару уроков в начальных классах, но это давно не обязательно. В большинстве школ счетами вообще не пользуются. Мои китайские знакомые недоумевают: «Кому нужны древние счеты, если есть калькуляторы?»
krupenk@sb.by
Ментальная арифметика: способ вырастить вундеркинда или маркетинговый ход
Ждать ли чуда от абакуса?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.