Минск
+1 oC
USD: 2.2
EUR: 2.38

Чем запомнилась карьера Кирка Дугласа

Жажда жизни

«Спартак».
На прошлой неделе умер Кирк Дуглас — легенда, актер золотой эры Голливуда. Казалось, он будет всегда. Прожить век уже само по себе значит стать легендой. В судьбе его было вдоволь легенд и среди коллег, и среди киногероев. Чтобы войти в этот недоступный и загадочный для многих мир, простому парню с корнями из наших мест пришлось подниматься из самых низов. 

На заре ХХ века его родители отправились из Чаусов за океан искать счастья. Большие, во многом наивные надежды обернулись годами борьбы за существование. Зато сын старьевщика прожил долгую и удивительную жизнь. Ему, вышедшему из семьи бедных эмигрантов, все‑таки удалось осуществить вечную американскую мечту — стать богатым и знаменитым. Путь к славе начинался с разноса газет, борцовских схваток и капельдинерских забот. С началом Второй мировой войны будущая звезда отправилась служить на военный флот. Лишь после ранения и перенесенной дизентерии был комиссован и всецело занялся актерством.

Тропа воина

О золотой эре Голливуда мы знаем только понаслышке. Что тогда было такого, чтобы пресловутая «фабрика грез», и так, казалось бы, переживающая вечный расцвет, была вся в золотом? С середины 1920‑х до начала 1950‑х подавляющее большинство фильмов выпускалось семью крупными киносиндикатами, в ведении которых находилась и собственная система кинотеатров. Эти компании фактически полностью монополизировали кинопроцесс, а чтобы зритель не скучал, для него планомерно раскручивали новых звезд. Подобно тому, как нынче на телевидении этим регулярно занимаются шоу‑программы вроде «Х‑фактора» или «Фабрики звезд». Именно в золотую эпоху в Голливуде стало привычным придумывать актерам звучные имена. Так Исер Данилович (Демски) стал знаменитым Кирком Дугласом.

«Жажда жизни».
В его карьере были разные фильмы. Он трижды номинировался на «Оскар». Получил премию «Золотой глобус» за фильм «Жажда жизни» — биографическую драму о судьбе Винсента Ван Гога. Эта роль падающего в бездну безумия художника была совсем нетипичной. Не обладающему смазливой внешностью и певческим голосом для популярных в то время мюзиклов Дугласу в основном доставались образы крутых парней в вестернах и полицейских детективах. Зато волею советского проката мы запомнили его в совершенно ином жанре — пеплум. Там он прекрасно превращался в героя, мечом добывающего себе славу великого воина. У нас по этим фильмам можно было изучать эпоху Древнего мира. Подобную сказкам и знакомую с детства. Любой учитель истории вам скажет, что уроки про Древнюю Грецию или Рим у школьников проходят на ура. В отличие от более поздних времен, где в дело порой вмешивается разная трактовка событий, древний мир прост и понятен. Разве можно не восторгаться путешествием Одиссея или мужеством восставшего Спартака? Кирк Дуглас сыграл обоих этих легендарных персонажей. А еще были «Викинги». История о бесстрашном северном народе, наводившем ужас на британские земли. К тому времени, когда эти дорогие костюмированные эпосы появились на советском экране, на Западе в подобном жанре уже стали снимать пародии. Однако для ­СССР, в 1950‑е годы отлученного от американского кино, оказались событием более чем незаурядным.

С женой Энн Байденс Кирк был вместе с 1954 года. В прошлом году они отметили столетие Энн.
Даже для нас, мальчишек 1970‑х, голливудские ленты, казалось бы, двадцатилетней нафталиновой давности оказывались настолько яркими, что непременно становились главной темой обсуждения во дворе. Штурм викингами английского замка был настоящим потрясением. Точнее, тот его эпизод, когда герой Кирка Дугласа по топорам забирался на наглухо закрытые высоченные замковые ворота... Дикий взгляд одноглазого вождя Эйнара мог внушать настоящий страх. Не зря такого рода фильмы попадали под возрастные ограничения. Ничего подобного видеть на наших экранах уж точно не приходилось. Сочную картинку усиливал потрясающий эффект широкоформатного фильма. Вот она, магия настоящего большого экрана! Пересматривая подобное кино спустя годы по телевизору, пусть и самой большой диагонали, аналогичного наслаждения уж точно не испытаешь. К сожалению, сегодня для больших экранов все меньше снимают. Дорого, не окупаемо. А то, что снимается, — в основном фантастические боевики по комиксам, где сюжет теряется в дебрях спецэффектов. Может быть, именно поэтому у больших кинотеатров давно не слышно некогда привычного вопроса про лишний билетик. Зритель предпочитает смотреть кино в крохотных зальчиках торгово‑развлекательных центров, мерно пожевывая попкорн с колой, а потом еще в качестве забавы прогуляться по бутикам и нагрузиться покупками в супермаркете. На фильмы перестали ходить как на праздник. Золотая эра кино, к которой, без сомнения, относился Кирк Дуглас, ушла. Красивая история сама стала легендой.

Вечная молодость

«Человек настолько долго остается молодым, насколько долго остается способным мечтать», — отмечал, приближаясь к магической сотне, актер. Поколение 1990‑х воспринимало Кирка Дугласа уже исключительно как отца звезды нового времени Майкла Дугласа, путешествующего по Африке в поисках таинственного изумруда, играющего на биржевых котировках или полицейского, не устоявшего перед основным инстинктом при взгляде на обольстительную Шэрон Стоун. Вот только нынешнему поколению невдомек, что говорить о себе не только как об актере Кирк Дуглас заставил еще на пике карьеры. В 1955 году он удивил многих, организовав продюсерскую компанию, стало быть, сам приложился к разрушению системы, господствующей тогда в Голливуде, — той самой золотой эры. Мало того, экранизация «Спартака» отправила в утиль и так называемый черный список Голливуда. Дуглас не побоялся продюсировать крупный проект, напрямую указав имя Далтона Трамбо. Находящийся в опале по политическим мотивам за левые взгляды сценарист, в том числе и такого популярного фильма, как «Римские каникулы», наконец получил возможность открыто зарабатывать профессией деньги и признание. Подозрительность и провоцируемая ей политическая охота после «Спартака» утратили актуальность.

«Викинги»

Дуглас был одним из тех, кто разглядел талант будущего культового режиссера Стэнли Кубрика, доверив снять несколько проектов. Высокобюджетный «Спартак» из их числа. Приложил свою деловую жилку Кирк и к оскароносному фильму «Полет над гнездом кукушки», передав купленные некогда права на экранизацию книги сыну Майклу. Вот только годы активной карьеры не принесли Кирку заветного «Оскара». Лишь время исправило этот пробел. За многолетний вклад в кинематограф киноакадемики просто не могли оставить легендарного актера и продюсера без этой культовой статуэтки. Награду вручили в 1996 году «за 50 лет творческих и моральных усилий в кинематографическом сообществе».

Три поколения Дугласов: Кэмерон, Кирк и Майкл.

Когда возраст и болезни закрыли дорогу на экран, Кирк взялся за перо. Писал не только воспоминания «Сын старьевщика», но и беллетристику. Книги были благосклонно приняты критиками. Жажда жизни не угасала. На пути к заветной сотне Кирк был отмечен как самый возрастной блогер среди знаменитостей! Вековой юбилей собрал двести гостей… До последних дней Кирк вместе с женой был щедр на благотворительные проекты. Большая жизнь, 103 года, отмеренные легендарному актеру, не были растрачены впустую.

Секреты успеха и долголетия в цитатах К.Дугласа

♦ Если хочешь чего‑то добиться, нужно не бояться неудач.

♦ Я говорю сыновьям, что у меня в детстве были преимущества, которых они лишены. Я родился в самой ужасной нищете. Мне некуда было двигаться, кроме как вверх.

♦ К сожалению, начав курить, я уже не мог бросить. Я быстро дошел до двух пачек в день и продымил так почти десять лет. Решив бросить, я использовал тот же метод, что использовал отец, когда бросал. Он всегда носил в кармане рубашки сигарету и всякий раз, как его тянуло закурить, доставал эту сигарету и спрашивал у нее: «Кто сильнее? Ты? Или я?» И всегда заключал: «Я сильнее». И сигарета возвращалась в карман до следующего приступа. Так он и бросил. И я тоже.

♦ Если ходишь в пиджаке без пуговицы, это значит, тебе пора жениться или развестись.

♦ Как актерам нам легко играть героев. Мы сражаемся с плохими парнями и отстаиваем справедливость. В реальной жизни выбор не всегда так ясен.

♦ Нельзя жить без чувства юмора: надо уметь смеяться над собой. Иначе будешь приговорен терпеть.

♦ Классно было бы еще познать Анджелину Джоли. Разумеется, если бы подобное позволила моя жена.

♦ Я пережил крушение вертолета и операцию на спине. Мне вшили кардиостимулятор. Я перенес удар и едва не покончил с собой. Но я говорю себе: «Я должен расти и учиться дальше». Это единственное противоядие от старости. Может быть, после смерти вы окажетесь перед большим бородатым стариком на большом троне и спросите у него: «Это рай?» А он ответит: «Рай? Да вы только что оттуда!»

ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ

Судьба хранила Кирка Дугласа. В 1958 году по совету жены он отказался от рекламной поездки с известным кинопродюсером Майклом Тоддом, мужем Элизабет Тейлор. Самолет, на котором летела группа, разбился. Тейлор, кстати, также повезло: ее не было на борту, она простудилась перед полетом. В 1991 году Кирк оказался единственным выжившим при падении вертолета, а в 1996 году буквально за пару месяцев до вручения «Оскара» пережил инсульт. До 34 лет Дуглас курил минимум две пачки сигарет в день, но затем навсегда переборол вредную привычку, чем, очевидно, сохранил здоровье.

КСТАТИ


После смерти Кирка Дугласа единственной ныне живущей звездой золотого Голливуда является 103‑летняя Оливия де Хэвилленд, практически неизвестная в нашей стране. Она начала карьеру еще в 1930‑е годы и имеет на счету два «Оскара» за лучшие женские роли. Из фильмов с ее участием можно отметить довоенную картину «Приключения Робин Гуда», которую в ­СССР после войны показывали в качестве трофейного фильма.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...